Кризис для поставщика: сравнение 2008 — 09 и 2015 — 16 кризисных периодов. | printnewstv.ru

Кризис для поставщика: сравнение 2008 — 09 и 2015 — 16 кризисных периодов.

Отечественной полиграфии к кризисам не привыкать, как и всей стране, впрочем. И тем не менее все более ярок хор голосов твердящих, что «тогда», то есть в 2008 – 2009 годах, все было как-то более оперативно и «был виден край» в отличие от сегодняшнего дня.

PRINTNEWS.TV подготовил небольшой обзор по данному вопросу и взял комментарии у «переживших» один и второй кризисы серьезных поставщиков бумаги и оборудования.

В  чем схожесть для Вашей компании кризисов 2008-09 гг. и  2015-16 гг. и в чем отличия?

Игорь Топчий

Игорь Топчий,  директор компании «Дубль В» Санкт-Петербург:

Схожесть: кризис 2009 и 2015 годов объединяет одинаково резкое падение курса рубля в конце года, рост неплатежей, убытки за счет курсовой разницы, резкое снижение загрузки типографий.

Отличия: в 2009 году,  уже в конце первого квартала, началось восстановление загрузки упаковочного направления, в мае стабилизировался курс рубля и началось постепенное восстановление рынка.

Отличия: нынешний же кризис характеризуется значительно большим обвалом курса рубля и его постоянным колебанием в течение 2015 года и начала 2016.

В 2008 году полиграфический рынок находился в состоянии роста, в отличие от снижения 2014 года. При этом, к сегодняшнему кризису типографии оказались более подготовленными, если можно так выразиться, таких массовых покупок печатного оборудования как 2008 году в 2014 не наблюдалось. Это снизило риски банкротства типографий.

Петр Погорельский, заместитель директора по продажам компании  «Торговый Дом «Петробумага»:Погорельский Петр Петробумага

Кризис 2008-2009 гг. был более ожидаемым и прогнозируемым, так как причины его возникновения носили исключительно экономический характер, тогда как в 2014-2016 гг. ухудшение экономической ситуации в мире связано в первую очередь с неожиданными геополитическими изменениями. Как следствие, эпизод 2008-2009 гг. дал возможность компаниям приготовиться к удару, а нынешний – нет.

Для бумажного рынка, который более, чем на 50% зависит от импортной продукции, особенно тяжело воспринимаются флуктуации курсов валют. Так, в 2008-2009 курсы валют по отношению к рублю выросли на 10-15% , а в период с конца 2014 года рост составил более 100%. Это очень существенное изменение для любой компании, задействованной во внешнеэкономических торговых операциях.

Не секрет, что наиболее сложная ситуация для любого бизнеса – ситуация неопределенности. Большинство импортных поставок занимают месяцы от момента заказа до получения товара. В 2014-2015 годах сложилась уникальная ситуация, когда заказанный и уже отправленный фабрикой товар дорожал в пути в несколько раз. Все эти колебания цен берут на себя оптовики, которые в 2008-2009 гг. оказались в очень неприятной ситуации, когда планировать свою деятельность стало практически невозможно.

Снижение заказов/объемов продаж  когда было более существенное?

 
Игорь Топчий  («Дубль В» Санкт-Петербург):

 Сложно сравнивать – первый квартал 2015 года был значительно хуже 1 квартала 2009 года. Дальше началось восстановление рынка, однако, в 2009 году начался плавный рост. Данный кризис характеризуется сильными колебаниями загрузки типографий, в зависимости от курса рубля.

Петр Погорельский («Торговый Дом «Петробумага»):

В 2009 году наша компания потеряла больше объемов, чем в 2015-ом. Кризис 2008-2009 гг. был шоком — люди не знали, как себя вести в ситуации абсолютной неопределенности, как управлять бизнесом. Сегодня и люди и компании спокойнее относятся к происходящему в экономике, они научились лавировать.

Кризис 2008-09 гг. был более резким,  в отличии от сегодняшнего – затяжного. Это хуже или лучше (с одной стороны резкий спад  чреват скорым восстановлением отрасли, но планомерный кризис  позволяет подготовиться и спланировать свои действия на длительную негативную перспективу событий)?

 Игорь Топчий («Дубль В» Санкт-Петербург):

И то и другое плохо. Основная проблем сегодняшнего кризиса – непонятно, когда начнется стабильное восстановление.

Петр Погорельский («Торговый Дом «Петробумага»):

Для нас более плавные процессы намного удобнее. Мы успеваем своевременно реагировать на события на рынке, менять политику компании, чтобы купировать возникающие риски. В 2008 году на рынке было больше паники, большее количество клиентов резко ухудшили свою платежную дисциплину, отменялось большее количество текущих заказов.

Что, помимо курса валют,  значительно затрудняет ситуацию на рынке бумаги, с Вашей точки зрения?

 Игорь Топчий («Дубль В» Санкт-Петербург):

Курс, конечно, важен, а тем более его стабильность. Однако на загрузку типографий влияет экономическая активность, покупательская способность, количество печатающихся в стране книг и прочего, что в настоящий момент находится на низком уровне.

Петр Погорельский («Торговый Дом «Петробумага»):

Рынок бумаги и картона — это рынок рекламы и упаковки. Любое глобальное ухудшение сказывается по нарастающей. Как только снижаются объемы производства, режутся бюджеты на маркетинг и мероприятия (а они у многих компаний всегда первые идут «под нож»), начинает ощущаться падение спроса. Наконец, нельзя забывать, что по некоторым позициям (газетная, офсетная бумаги) падение идет планомерно каждый год в связи с переходом на новые электронные носители.

Какие видите варианты развития/стабилизации  компании в 2016 году?

 Игорь Топчий («Дубль В» Санкт-Петербург):

Активная работа с нашими клиентами. Борьба за увеличение доли рынка, работа с новыми группами товаров, желательно из «рублевой» зоны, улучшение сервиса и цены для клиентов.

Петр Погорельский («Торговый Дом «Петробумага»):

Для нас кризис открывает довольно широкое окно возможностей. Имея стабильные и диверсифицированные рынки сбыта, несмотря на общую лихорадку мы смотрим в будущее скорее оптимистично. Как только возможности экстенсивного роста снизились, компания перефокусировалась на повышение внутренней, операционной эффективности. Так же мы не закрываемся ни от одной возможности, открывающейся в нашей сфере. Мы консервативная компания, однако, тщательно взвесив риски и оценив потенциал, готовы постепенно расширять сферу нашей деятельности и в этом видим нашу силу и конкурентное преимущество. Так же в этот период мы начали уделять больше внимания различным службам в нашей компании, тогда как ранее большую часть внимания направляли только на продажи. Всё это вместе существенно повышает нашу гибкость и возможности для развития.

Считаете ли Вы, что рынок после кризисного периода будет «зачищен» от небольших компании?

 Игорь Топчий («Дубль В» Санкт-Петербург):

 Если говорить о конкурентах, то, скорее всего, да и может не только от небольших компаний. Но это все равно временной явление, как только рынок начнет восстановление, появятся новые небольшие компании.

Петр Погорельский («Торговый Дом «Петробумага»):

Безусловно, любой кризис подобного масштаба сказывается на предприятиях в любой сфере, полиграфия – не исключение. Полиграфический рынок РФ насчитывает около 7 000 типографий, из которых 99% — это малый и средний бизнес. Кризис 2008-2009гг. сильно сократил количество игроков на этом рынке, поэтому мы надеемся, что в ближайший год кардинальных изменений в стане полиграфистов не произойдет.

Ваши прогнозы в отношении полиграфической отрасли на ближайший год?

 
Игорь Топчий («Дубль В» Санкт-Петербург):

Вряд ли что-то кардинально изменится пока не будет стабильного роста в экономике. С середины 2017 года начнется плавная подготовка к чемпионату мира по футболу, это, а тем более сам чемпионат сильно повлияют на загрузку в типографиях. Рынок упаковки ведет себя более предсказуемо и показывает плавный рост.

В заключение материала PRINTNEWS.TV приводит мнение одного из ведущих поставщиков оборудования на российский рынок.

Сторожева С (ВИП СИСТЕМЫ)Светлана Сторожева, Глава Представительства VIP Systems GmbH (Россия) 

Я бы не ставила так вопрос —  резкий или затяжной кризис, что хуже или лучше? На мой взгляд – нечего сравнивать, так как  причины кризисов фундаментально  различны. 2008-2009 – не наш кризис, нас задело по касательной, пострадали американский и развитые европейские рынки, которые вкладывались в ипотечные бумаги. 2014 – 2016 – это только наш кризис. Ничего подобного нет в Америке или развитой Европе. Кризис в нашей полиграфии вызван ослаблением курса рубля и спадом в экономике – стоит ли притягивать сюда глобальные тренды?  Конечно, в сложившихся обстоятельствах,  кто-то не выживет, а кто-то поймает свой шанс. Для кого-то крах, а для кого-то новые возможности.

После DRUPA-2016 многие говорили,  что полиграфия перестаёт быть элитарным клубом, что цифровые недорогие решения  поступают на рынок. И тут же признают, что цифра офсет пока не догнала и не известно, когда догонет. То есть, «Элитарный клуб» в  полиграфии остается! На ближайшие годы уж точно.

Новости дня