Полиграфкомбинация | printnewstv.ru

Полиграфкомбинация

Вслед за обнародованием скандальных обстоятельств приватизации «Первой образцовой типографии» «Лента.ру» продолжает расследование судьбы других полиграфических гигантов, служивших до недавнего времени государству, но перешедших в руки частников. Как выяснилось, российскую книгопечатную отрасль ожидают печальные последствия из-за окончательной потери некогда государственных полиграфических мощностей в Саратове.

Все отечественные учебники со временем будут печататься в Китае и Прибалтике — к такому печальному выводу пришел корреспондент «Ленты.ру» после командировки в столицу Поволжья. Местная олигархия словно катком прошлась по книгопечатной отрасли. Регион обеспечивал учебниками и методической литературой львиную долю школ и вузов. Печатные цеха с первоклассным оборудованием активно конкурируют на международном рынке и способны выдавать миллионные тиражи практически любого вида продукции. Несмотря на это осенью комбинат ждет приватизация, после которой производство с большой долей вероятности будет свернуто.

В начале было «Слово»

Репетицией развала саратовской печатной отрасли, столь важной для всей страны в свете госзаказов на учебную литературу и изготовление избирательных бюллетеней, стала продажа местного издательства «Слово». Приватизация проходила настолько спокойно и тихо, что информация о торгах (дате, месте, времени) дошла лишь до двух потенциальных покупателей — ООО «Спутник» и ЗАО «Инвестиционный холдинг "Энергетический союз"» (последнее принадлежит Аркадию Евстафьеву).

Как сообщал «Коммерсантъ», Евстафьев приобрел 100 процентов акций предприятия у Росимущества за 256,5 миллиона рублей на аукционе в июне 2014 года. Примечательно, что ООО «Спутник» после торгов нигде больше не всплывало; при этом в базе данных «СПАРК-Интерфакс» в Саратовской области зарегистрировано 29 предприятий с таким же названием — они занимаются предоставлением услуг и торговлей.

«Процедура аукциона не была достаточно открытой. Если бы мы и другие газетчики знали о продаже, то не попали бы в тяжелую ситуацию, когда под угрозой оказался выпуск большинства многотиражек», — говорит Елена Фатеева, главный редактор газеты «Краснокутские вести», которая долгие годы печаталась в цехах издательства.

Заинтересованных лиц в регионе просто поставили перед фактом: «Слово» продано. И практически сразу предприятие начало реорганизацию — печатную деятельность свернули, а площади активно сдавали в аренду.

«За две недели нас предупредили о том, что "Слово" больше не будет печатать нашу газету, — рассказывает Фатеева. — Это предприятие нас и других наших коллег устраивало во всем. У нас сложились нормальные человеческие отношения, они даже шли нам на уступки по финансовым вопросам. В срочном порядке нам пришлось искать нового издателя, чтобы не прерывать выпуск газеты. Мы единственное муниципальное издание в Краснокутском районе, у нас четыре тысячи подписчиков. И вдруг оказались в таком сложном положении в связи со сменой собственника».

По словам Фатеевой, ситуация со «Словом» негативно отразилась практически на всех муниципальных изданиях региона: большинство из них зависели от этого издательства. Кроме того, исторически сложилось так, что офисы редакций тоже располагались в головном здании «Слова». Сегодня помещения заняли другие арендаторы.

Между тем в СМИ, подконтрольных олигарху Евстафьеву, вовсю пропагандировалось его намерение сохранить профиль предприятия.

«Мы планируем развивать полиграфическое производство ОАО “Слово”, осваивать новые направления, кардинально модернизировав все производство», — говорил он после аукциона. Пока планы Евстафьева не реализованы.

Следует отметить, что выручка «Слова» в последние несколько лет неуклонно снижалась. В 2011 году она достигала 58,65 миллиона рублей; в 2014-м, в год приватизации, упала до 48,62 миллиона; в 2015-м обвалилась почти на 50 процентов — до 25,33 миллиона.

Последние пять лет предприятие оставалось убыточным, но передача типографии из государственного подчинения в частные руки не исправила ситуацию. Крупнейшие убытки были зафиксированы в год приватизации: организация потеряла 5,35 миллиона рублей.

Впрочем, как и обещал Евстафьев, «Слово» действительно освоило новое направление. В главном здании издательства, к примеру, было открыто одно из отделений банка «Агророс», принадлежащего бизнесмену. В марте 2015 года «Слово» перестало печатать газеты и сократило половину персонала.
По словам источника, знакомого с ситуацией, вместо многотиражек оставшиеся станки штампуют этикетки на бутылки.

Продажа издательства стала неожиданностью и для саратовских предпринимателей. «Безусловно, было известно о том, что предприятие числится в плане приватизации, но сообщений о конкретных сроках и условиях аукциона в региональных изданиях не появлялось, хотя такой объект был интересен многим местным бизнесменам», — рассказывает источник «Ленты.ру».

Возможно, для мегаполиса переход предприятия из одних рук в другие — дело обыденное, но для Саратова история со «Словом» стала крупным и неприятным событием. Под письмом в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность приватизации издательства подписались 7562 саратовца.

Новости дня