Типографии под прессом выборов | printnewstv.ru

Типографии под прессом выборов

Региональные отделения политических партий в Петербурге в ходе предвыборной кампании уже напечатали не менее 10 миллионов экземпляров газет – так называемых информационных бюллетеней. Большая часть крупных заказов, совокупный тираж которых перевалил за 4 млн экземпляров, сосредоточилась в руках петербургской типографии «Девиз». Еще несколько городских предприятий обеспечили полиграфией партии с менее масштабными запросами. Лениздат.Ру выяснил, как рынок печати пережил агитационный бум.
Бумажное золото партий
Политические организации, принимающие участие в выборах, недавно отчитались перед ЦИКом о расходах на предвыборную кампанию. В числе самых расточительных ожидаемо оказались партии, среди которых, по мнению аналитиков, 18 сентября 2016 года может развернуться основная борьба. По данным РБК, семерка лидеров по предвыборным тратам выглядит следующим образом: ЛДПР (528 млн рублей), «Справедливая Россия» (296 млн рублей), «Единая Россия» (285 млн рублей) , «Яблоко» (225 млн рублей) , Партия роста (180 млн рублей), КПРФ (132 млн рублей), «Парнас» (30,6 млн рублей). Существенная часть партийных избирательных фондов, по данным отчетности, ушла на выпуск и распространение полиграфической продукции, в том числе на газеты.
Петербургские отделения партий распространяют не только материалы, полученные от федеральных коллег, но и дополняют их локальными информационными бюллетенями, оплаченными из собственных избирательных фондов.
Так, петербургское отделение «Единой России» напечатало четыре информационных бюллетеня: два было посвящено выборам в Думу и еще два в ЗакС — по 1 млн экземпляров каждый. В петербургские типографии этот заказ не попал. В отделении одной из самых состоятельных партий сочли менее затратным найти исполнителя в других регионах, пояснил пресс-секретарь ЕР в Петербурге Алексей Калугин.
Сопоставим с полиграфическим размахом единороссов и совокупный тираж газетной продукции местного отделения «Справедливой России». Петербургские соратники Сергея Миронова выпустили на средства своего избирательного фонда пять номеров с тиражами от 600 тысяч до более 1 млн экземпляров, сообщила пресс-секретарь регионального отделения СР в Петербурге Анна Калабина. По словам представителя партии, петербургским справедливороссам показалось логичным найти изготовителя в своем городе, а не искать его за пределами региона. Все тиражи были отпечатаны в местной типографии «Девиз», которая известна в том числе и тем, что обслуживает редакции газет Metro, «Петербургский дневник», «АиФ», «Деловой Петербург» и пр.
Эту же типографию выбрали и петербургские отделения ЛДПР и КПРФ. Коммунисты заказали в «Девизе» 16-полосную газету, тираж которой секретарь комитета регионального отделения КПРФ Роман Кононенко оценил в 200-300 тысяч экземпляров. Отделение ЛДПР в Петербурге доверило «Девизу» два предвыборных номера своего информационного бюллетеня, около 400 тысяч экземпляров каждый, сообщил пресс-секретарь отделения Станислав Потапов. Представители всех этих политических организаций в беседе с Лениздат.Ру выразили похожее мнение, что одна из крупнейших типографий города – оптимальный исполнитель для заказа с крупными тиражами.
К слову, в «Девизе» на средства избирательного фонда федерального «Яблока» был напечатан 3-миллионный тираж газеты с общепартийной программой. А вот петербургская повестка изложена на страницах газеты, напечатанной в ООО «Артстудия» тиражом 200 тысяч экземпляров. В этой же типографии заказал свою газету петербургский «Парнас» в количестве 60 тысяч экземпляров. Представитель «Яблока» Федор Анащенков пояснил, что типография была выбрана практически случайно, в результате изучения рынка – устроили предложенные сроки, цена и качество.
Еще один крупный заказ – на печать газеты петербургского отделения Партии роста – получило еще одно хорошо известное на рынке предприятие, ООО «Фирма «Курьер»» (в нем печатаются  «Мой район», «Коммерсантъ в Петербурге», «Санкт-Петербургские ведомости»). Изготовление издания тиражом 1 700 000 оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения «Региональное отделение в СПб Всероссийской политической партии «Партия роста»» по выборам депутатов ЗакСа СПБ шестого созыва и из средств избирательного фонда «Региональное отделение в СПб Всероссийской политической партии «Партия роста»» по выборам депутатов Госдумы седьмого созыва.
Предварительный подсчет показывает, что в общей сложности региональные представительства семи партий напечатали не менее 10 миллионов экземпляров газет. Эта цифра не учитывает тиражей газет, изготовленных по заказу кандидатов, представляющих партии на выборах по одномандатным округам. В региональном отделении ЛДПР предположили, что в среднем тираж одного номера в этом случае может составлять около 50 тысяч. Часть этих заказов получила, по некоторым данным, Первая образцовая типография — филиал «Санкт-Петербургского газетного комплекса». В самой типографии предпочли не конкретизировать названия и персоналии своих заказчиков, ограничившись формулировкой «почти все».
Чтобы оценить объем дополнительной нагрузки на типографии, уместно вспомнить, что ежедневный тираж газеты Metro, согласно официальному медиакиту, составляет 300 тысяч экземпляров. У газеты «Петербургский дневник» тираж одного номера — 150 тысяч экземпляров. «Комсомольская правда в Петербурге» каждый день выпускает тираж в 60 тысяч экземпляров, не считая 120-тысячного тиража еженедельной «толстушки». Еженедельный номер газеты «Мой район» — 350 тысяч экземпляров.
Предвыборный голод типографий
Рынок газетной бумаги последний год испытывал массу проблем из-за банкротств крупнейших предприятий, повышения цен и общих экономических сложностей. Выборы создали на нем временное оживление, но возник вопрос, справится ли с потоком заказов и без того проблемная отрасль.
О существовании некоторых сложностей на предвыборном полиграфическом рынке сообщил в беседе с Лениздат.Ру начальник производства типографии ООО «Фирма «Курьер»» Юрий Назаров. Он рассказал о нехватке газетной бумаги, которая, по его мнению, может быть связана с ситуацией на Кондопожском ЦБК. По словам Назарова, кроме заказов российских типографий, карельский целлюлозно-бумажный комбинат должен еще обеспечивать и заказы из-за рубежа.
«Когда не было предвыборной кампании — все было хорошо, бумаги хватало. Когда кампания началась, объемы заказов увеличились на много процентов. Естественно, испытывает дефицит вся страна. Мы запрашивали больший объем, а они его «режут» и говорят, что не выполнят такой заказ», — рассказал начальник производства «Курьера».
Коммерческий директор типографского комплекса «Девиз» Илья Имамназаров высказал противоположную точку зрения. «Первый раз об этом слышу», — заявил он. При этом руководитель «Девиза» признал, что с началом агитационной кампании выросли и загрузка производства, и объемы закупок бумаги на предприятии. «Какие-то срывы, какие-то сложности, связанные с организацией перевозок, это в рабочем порядке всегда случается. Но глобальных проблем (с поставками бумаги. – прим. Лениздат.Ру) нет».
Коммерческий директор «Санкт-Петербургского газетного комплекса» Полина Дружинина высказала компромиссную точку зрения. По ее словам, «определенная напряженность» на рынке газетной бумаги есть независимо от выборов. А в период предвыборной кампании объемы печати увеличились, поскольку, по ее данным, услуги типографии пользовалась спросом.
«Избытка бумаги нет. Но нам хватило на ту предвыборную агитацию, которая печаталась у нас», — рассказала Дружинина, не уточнив, какие именно партии и кандидаты разместили в типографии свой заказ. Отказать заказчику, по ее словам, пришлось один или два раза потому, что в наличии не было конкретного формата бумаги. В большей степени причиной отказа стали сроки. «Кандидатам, например, нужно было завтра или послезавтра получить свой тираж, а бумагу можно было получить через три-четыре дня», — пояснила коммерческий директор газетного комплекса. Но острого дефицита все же не было, подчеркнула она.
Кто не успел, тот опоздал
Еще в январе 2016 года в типографиях утверждали, что рынок дефицита бумаги не испытывает при наличии долгосрочных контрактов, несмотря на банкротство одного из крупнейших предприятий страны — Балахнинского бумажного комбината «Волга». В типографии «Фирма «Курьер»» тогда утверждали, что, помимо высоких цен, других проблем с газетной бумагой нет. И охотнее жаловались на предложение, сильно превышающее спрос на услуги типографий при общем падении тиражей.
Дефицита бумаги в стране не только нет, но в текущих условиях он попросту невозможен, такова позиция ООО «Карелия палп». Компания сотрудничает с Кондопожским целлюлозно-бумажным комбинатом (ЦБК) по так называемой давальческой схеме, предоставляя предприятию лесоматериалы и логистические ресурсы и взамен получая газетную бумагу, которая реализуется затем на внутреннем и внешнем рынках.
«Общий годовой объем производства газетной бумаги в России составляет 1,5 млн тонн, а объем потребления не превышает 480 тысяч тонн. Иными словами, в стране существует трехкратное перепроизводство газетной бумаги», — сообщили Лениздат.Ру в пресс-службе ООО «Карелия палп».
В компании добавили, что Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК) работает на полную мощность. Однако с предвыборной кампанией предельная загрузка мощностей предприятия никак не связана, подчеркнули в «Карелия палп». По словам представителя компании, производство газетной бумаги подчинено технологическим особенностям и обязательствам по существующим контактам.
Нашлось у компании и объяснение слухам о дефиците. «Если заказчик заранее не просчитал свои потребности в продукции и в срочном порядке просит заключить с ним контракт на поставку бумаги, скорее всего, мы не сможем выполнить его просьбу, чтобы не нарушить обязательства перед другими клиентами, заранее спланировавшими свои заказы», — сообщили в пресс-службе.
На комбинате уверяют, что производители полностью покрывают потребности внутреннего рынка в газетной бумаге, хотя ее цена внутри страны, по данным того же ЦБК, ниже себестоимости производства.

Татьяна Чернышова

Источник: Лениздат.ру

Новости дня