Не хлебом единым | printnewstv.ru

Не хлебом единым

Персонаж одной любимой всеми комедии говорил герою: «Береги руку, Сеня!»

Береги руку – это обращение к сегодняшнему поколению «офисного и прочего планктона», большая часть времени которого проходит в беготне пальцев по клавиатурам.

Настоящие русские бабушки – жители некогда самой читающей страны – обычно напутствуют внучат, выпуская их на мороз, иначе: «Надень шапку, береги голову!»

Вот в этих простых словах – «Береги голову» — глубокий смысл. Порох выдумали не трусливые и ленивые, а умные и усердные, и каменный век закончился не от того, что закончились камни. Голова – это единственный инструмент, способный и предназначенный для того, чтобы продвигать человека по эволюционной лестнице и в общем, и в частном случае.

А мозг нуждается в развитии, в тренировке. Человечество создало великолепный инструмент для этого – текст, на протяжении уже многих веков предстающий в форме печатных книг.

И вот что забавно: за сотню другую лет люди прошли путь от гусиного пера до шариковой ручки, а вот книга – так и осталась книгой в своем первоначальном конструкторском виде.

Но ничто не стоит на месте. Особенно цены. Новое время приучило нас к тому, что книги стоят дорого. Цены на книги сначала лают, потом кусают, потом прогоняют из магазина. Таково общее мнение, на основе которого одни – не покупают, другие – не печатают.

Но вот обратимся к простейшему анализу.

Год выпуска

Объем, стр. Цена книги, руб. цена стр., руб удорожание к начальной цене 1930 г. цена буханки сколько страниц можно купить вместо буханки

средняя з/п

сколько страниц можно купить на 1 з/п

1930 621 2,25 0,004
1952 536 10,15 0,019 5,2
1952 803 15 0,019 5,2
1970 272 0,56 0,002 0,6
1978 635 3,2 0,005 0,14 27,78 120 23813
1984 446 2,4 0,005 1,5
2000 600 48 0,080 22,1
2005 668 289 0,433 119,4
2015 766 566 0,739 203,9 50 67,67 20000 27067

Я наугад выбирал книги из собственной библиотеки, ориентируясь на одинаковый переплет, красочность и формат. Получается, что с 1930 года печатная страница подорожала в 204 раза! Причем темп подорожания ускорился с 2000 года. В тренд не укладывается 1952 год, но нужно вспомнить, что это – год денежной реформы. Цифру, очевидно, нужно разделить на 10.

Но если эту условную страницу выразить в цене буханки хлеба или привести к средней зарплате, выяснится, что выясненное удорожание – условно. Вместо буханки мы можем сегодня купить как минимум в два раза больше текста, и на среднюю зарплату можно начитаться больше, чем в 1978 году при старой цене страницы в полкопейки.

А если привести стоимость не бумажной страницы, а стоимость доступа к электронным библиотекам – примерно 0,26 р. за страницу, то возможности современного читателя вырастают еще более. Нужно, конечно, учесть стоимость «читалки» от 4000 р., но это для тех, кто читает много. Для тех, кто читает относительно редко или не то, что выложено в бесплатном доступе, печатный вариант остается довольно выгодным.

Итак, сегодня читать дешевле, чем 15 лет назад и раньше. Значит, если печатники правы и бизнес действительно летит под откос, дело не в книгах, а в читателях.

И это действительно так – за несколько десятилетий читатель изменился. Согласитесь, что с точки зрения большинства потребителей текстов сегодня – Чехов, Куприн, Толстой, даже Агата Кристи или Валентин Пикуль, обладание собраниями которых в СССР считалось признаком статуса – это не «айс», не «кул» и даже не «круто». Талантливые современники разбиваются о всеобщую тягу к комиксу не меньше классиков – им, талантливым нашим современникам – не стать «нашим все» как Пушкин.

Возвращаясь к современному способу поглощения информации (а текст, даже стихотворный, это тоже часть информационного потока) приходит на ум сравнение: как некогда в первичном «бульоне» прародители всех организмов бултыхались и, раззявя что-то вроде ротовых полостей, глотали все подряд, ни мало не задумываясь, из кого что выйдет через пару-тройку миллиардов лет, так и сегодня миллиарды «читателей» бултыхаются в первичном, но информационном «бульоне», глотая и пропуская через себя все подряд, ни мало не задумываясь, что из них в результате получится, и зачем это все нужно. Чувство голода знакомо всем, а вот гурманом становится не каждый насытившийся.

Почему это так? Все предельно просто: сегодня работодатель при прочих равных предпочтет кандидата, который в графе «увлечения» напишет не чтение, а спорт или даже художественное завязывание галстука перед зеркалом. И работодатель будет прав, поскольку именно им – самовлюбленным и амбиционным предстоит стать агрессивными и успешными менеджерами и торговыми представителями среднего звена, которых всегда дефицит, ибо они – расходный материал в современной экономике. Сам-то работодатель при этом, скорее всего, находит время для чтения, хотя бы специальной литературы.

Таким образом, массовая книга, конкурирующая с бесплатными гигабайтами разнообразных раздражителей, обречена на бесславную гибель. Вряд ли сейчас возможен проект «народной книги». Что ж, издатели пусть утешатся прогулкой по сохраненным лесам.

Но один мудрый человек (не знаю, был ли он писателем или издателем) сказал: «Важны не те книги, которые читают миллионы, а те, что читают единицы, повелевающие миллионами. Так чем же отличается дешевый текст, потребляемый миллионами, от дорогого текста, необходимого единицам. Само собой – обложкой и качеством исполнения. Но – главное – уникальностью и степенью достоверности информации, содержащейся в тексте. Рецепт блинов на масленицу не может стоить дорого, поэтому их масса в свободном доступе. Мы, конечно, не говорим здесь о подарочных кулинарных книгах – это вечный, но, наверное, не очень крупный сегмент рынка.

Мемуары же влиятельного человека, или его прижизненная книга о чем-то, что интересует людей его круга, стоит дорогого. Даже если в них нет прямых указаний к правильным действиям, в них достаточно «сигналов», уловив которые чуткий мозг поймет, что делать, куда бежать, за кого стоять. Олень, насторожено поднимая голову и поводя ушами, еще не знает, кто там подбирается – волк или охотник. Он просто чувствует, что кто-то подбирается. При таком чтении очень важны навыки, полученные в СССР – навыки чтения между строк.

Именно степень необходимой достоверности в предлагаемой информации определяет целевую аудиторию книги. Проверка достоверности стоит денег, для этого существуют редакторы и редакции. Именно на эту базовую добавленную стоимость потом накладываются типографские расходы, определяющие внешний вид издания, соответствующий покупательской способности целевой аудитории.

Таким образом, книжный рынок как часть общего информационного и культурного пространства никуда не денется. Читателей, может быть, становится меньше, но именно читатели в силу развитых чтением мозгов становятся богаче. Рынок текстов может распасться на сегменты: бумажные книги, электронные книги, аудиокниги, книги в виде чипов, вшиваемых прямо в мозг – да мало ли что можно придумать, но в суммарном денежном выражении он, скорее всего, будет расти.

Конкуренция между этими сегментами – вопрос технологий. Если типография сможет напечатать бумажную книгу так, чтобы она с выгодой для продавца продавалась бы по 26 коп. за страницу, то количество купивших ее в магазине увеличилось бы, а скачавших в свой планшет – уменьшилось бы. А если бы «читалки» выдавались бы за рубль при подключении к конкретной электронной библиотеке, то все было бы наоборот.

Простой рецепт бизнес-счастья: определить целевую аудиторию и выбрать правильное технологическое решение, позволяет не сомневаться в том, что «Не хлебом единым жив человек», а новые поколения читателей оплатят труд тех, кто фильтрует для них потоки информации, отделяя зерна от плевел.

 

Автор: Сергей Чефранов

Новости дня