НЕИЗБЕЖНЫЙ РОСТ ПЕЧАТИ | printnewstv.ru

НЕИЗБЕЖНЫЙ РОСТ ПЕЧАТИ

 

Жалобы на застывший рынок, на низкую покупательскую способность, на дороговизну полиграфического сырья и взлетевшие цены на книги, на новые технологии и прочее, и прочее, не умолкают и раздаются со всех сторон.

Но вот, если подойти к оценке возможностей полиграфического рынка с другой стороны — без эмоций, на основе статистики, то даже сегодня можно найти повод для надежды. А надежда — это причина не опускать руки.

Итак, обратите внимание на приведенные цифры.

1

В вышеприведенной таблице содержатся, казалось бы, удручающие для России данные. Но я позволил себе не только соотнести цифры производства полиграфической продукции в год на человека, но и выделить из общей численности населения городскую часть, очевидно потребляющую полиграфической продукции больше сельской в силу образа жизни и приближенности к источникам информации и полиграфической продукции в ее самом большом разнообразии.

Не претендуя на истину в последней инстанции хочу, тем не менее, предположить, что, чем больше степень урбанизации страны, тем больше потребление полиграфической продукции на душу населения. В США, вероятно, в городах проживает большое количество тех, кого можно назвать иждивенцами — иммигрантов, безработных и т. д. А в более закрытом японском обществе этого явления практически нет, поэтому, если оценивать «градус» урбанизации, интенсивность участия в разнообразных коммуникациях, неотделимых от использования запечатанной бумаги, то Япония, очевидно, вырывается далеко вперед среди развитых стран.

К печальному положению России в таблице необходимо отнестись с пониманием именно качества населения, от которого полиграфисты ждут роста потребления своей продукции. И как раз в этом аспекте можно увидеть положительную перспективу.

Во-первых, сельское хозяйство в России развивается. Развивается оно благодаря вертикально интегрированным крупным холдингам, осваивающим огромные территории, а также современным фермерским хозяйствам. Благодаря этому улучшается качество сельского населения, которое по своим потребностям и возможностям приближается к городскому. Странно, что у нас фактически отсутствует пресса для сельского населения, но это дело наживное. В киосках только массовые двадцатирублевые журнальчики, рассчитанные на дачников, и есть еще несколько профессионально-рекламных журналов об оборудовании и удобрениях. На запрос «Сельская молодежь» интернет отвечает, что журнал закрыт в 2000 году, а «Сельская новь» показывает последний архив за 2013 год. А ведь это открытая ниша для издателей!

Во-вторых, особенно в провинции ощущается тенденция роста интереса к патриотической и краеведческой литературе, издание которой часто поддерживается региональными властями. Кто-то может усмотреть в этом попытку власти «переписать историю» или манипулировать общественным сознанием, я же предложил бы видеть в этом исконный интерес любого человека к своим корням, который, к сожалению, массовый интернет-трафик не удовлетворяет и удовлетворить в принципе не может из-за собственной природы, точнее, из-за отсутствия  собственных корней. А это — возможность для книжных издательств расширить свой ассортимент, тем более, что в этом плане можно задействовать все возрастные категории: для детей местные поверья и сказки, для взрослых — история местной науки, предпринимательства и т. д. Тем — безграничное количество, тем более что местный бизнес и администрации при должном подходе такие начинания вполне поддерживают.

Впрочем, российские издательства в основном сосредоточены в Москве и в Санкт-Петербурге, поэтому, наверное, эта потребность для них не очевидна.

И в-третьих, нельзя забывать об эффекте низкого старта. Им — я имею в виду развитые страны, есть, куда падать. А нам остается только расти.

Автор: Сергей Чефранов 

Новости дня