У меня был любимый книжный магазин – «Гиппократ» на ул. Ленина (Санкт-Петербург). Там был большой выбор серьезной литературы и пожилые продавщицы, которые однажды как-то косо посмотрели на меня, когда я спросил у них книжку какой-то гламурной современницы из телевизора. Той самой, которая как-то сказала, что шампанское по 2000 евро за бутылку она с друзьями может купить не только в Куршавеле. Мне стало стыдно, тем более, что покупал я не для себя, а по просьбе, так сказать, заграничной блондинки. Но за тот косой взгляд я полюбил их всей своей читательско-полиграфической душой.
«Гиппократ» закрыли, и моя привязанность перенеслась на другой магазин – на улице Б. Зелениной (Санкт-Петербург). Это тоже не книжный гипермаркет, там тоже работают взрослые, читающие и уважающие книгу в ее традиционном виде специалисты. Но вот недавно я пришел туда, а нужной книги не оказалось. «А идите вы в …» сказала продавщица и назвала один из крупнейших книжных гипермаркетов. Я по-новому посмотрел на этот магазин, увидел, что за прошедший год ряды книг на полках как-то поредели, появилось больше канцелярии и сувенирки, и ушел с ощущением надвигающейся на этот магазинчик беды.
Собственно говоря, судьба таких небольших магазинов предопределена технологическими революциями, происходящими в сфере информационных потоков, издательских и полиграфических технологий, возможностей, которые предоставляют людям современные системы управления товарными потоками, интеграцией менеджмента и автоматизации. Но при этом и в книжных гипермаркетах толп покупателей не наблюдается. Возникает резонный вопрос: как эффективно продавать книги сегодня и завтра?
У производителей цифровой техники на это есть ответ. Они считают, что дело в модели бизнеса, которая помимо самой печати и послепечатной обработки (что сегодня для большой части изданий может осуществляться «в один клик») должна включать и два не менее важных блока операций: обработка входящих заказов и раздача готовых тиражей. А это уже сфера обмена данными, workflow, логистики.
К производителям цифровых печатных систем присоединяются радостные деятели интернета, готовые прибрать к рукам продажу как единичных экземпляров, так и всего того, что годами стоит на полках магазинов, благо интернет торговля умеет экономить на складах. Триумвират будущих книготорговцев удачно дополняет retail, готовый предоставить полки для бестселлеров и новинок где-то между посудой и канцелярией.
Это заманчивое будущее, ориентированное на реальную ценность книги, на соответствие тиража (затрат) спросу. Это будущее хоронит не только маленькие магазины привычного, но устаревшего формата, но и книжные гипермаркеты, потому что никому не интересно прийти на книжный склад, где кладовщиками работают подростки, книг не читающие. Это будущее не только заманчивое, но и неизбежное. И этому можно только радоваться.
Но это будущее не очень-то учитывает одно существенное обстоятельство, о котором стоит поговорить.
Все оптимизационные процессы в полиграфии, как и везде, связаны со стандартизацией. Стандартизацией процессов и, что неизбежно, стандартизацией продукции. Можно провести нехитрый виртуальный эксперимент: взять наугад десяток книг разных жанров в ближайшем магазине и представить, как они будут выглядеть, напечатанные в режиме «on demand». Во втором случае разнообразия будет меньше.
Книга даже в общем понимании как товар исполняет как минимум три функции, определяющие ее стоимость (если понимать под стоимостью классическое – способность удовлетворять потребностям человека): информирование, развлечение, впечатление.
И если с информированием однообразные, стандартизированные издания вполне справятся, то уже с развлечением могут возникнуть вопросы, особенно, в части детской литературы.
Что же касается впечатления, то стандартизация этому свойству книги просто противопоказана. Тем более, что впечатление – явление разнообразное, и мы можем говорить, во-первых, о впечатлении, которое книга производит на покупателя и читателя своим видом и какие зрительные и тактильные ощущения она обеспечивает, и, во-вторых, о том впечатление, которое она производит на друзей и коллег ее владельца (который, кстати, совсем не обязательно является ее читателем). Последнее свойство и делает книгу часто, и чем дальше, тем чаще, явлением статусным. Лозунг «книга – лучший подарок» со временем становится благороднее, как коньяк.
Поэтому-то и бродят читатели-покупатели между книжных полок – пролистывая, разглядывая, ощупывая, принюхиваясь.
Все это означает, что далеко не все, что должно быть напечатано, даже в единственном экземпляре, может быть напечатано стандартизированными цифровыми способами. И на этом конфликте впечатления и оптимизации будет сохраняться обычный печатный бизнес, который будет производить книги, оригинальные не только по содержанию, но и по оформлению. Средний тираж их будет несколько сотен – как раз по количеству потенциальных покупателей.
Но как же, все-таки, продавать эти несколько сотен экземпляров?
Вспомним, что у книги есть еще четвертая роль – она порождает дискуссии, объединяет непримиримое за одним «столом разговоров», и она часто пробуждает жажду, которую можно утолить чаем, кофе, а можно и бокалом дорогого вина под шелест страниц.
Так в какой магазин пошел бы я?
А я, вообще, пошел бы не в магазин, а в небольшой специализированный книжный клуб, в котором было бы уютно прочитать пару глав, выпить кофе или какао (лучший в Петербурге какао – в «Книжной лавке писателя» на Невском), где в небольшом зале проводились бы чтения, в том числе и литературных критиков, где я мог бы назначать встречи, и т. д. И вот там я бы ощутил весь пафос от приобретения книги, получил бы как покупатель все эмоции сполна.
Иными словами, форма продажи книг должна быть выбрана с учетом их свойств, не попадающих, точнее, счастливо избегающих участи быть перемолотыми жерновами технологического прогресса. Повторю эти свойства: развлечение, впечатление, объединение. И место, скорее всего, должно быть специализированным: трудно представить в одном клубе ценителей дамского романа и книг по истории мореплаваний, хотя воды и там, и там хватает.
Затраты на содержание такого клуба неизбежно должны попасть в себестоимость книги. Это, конечно, повысит ее цену, но и повысит статус. А то, что потенциальных покупателей среди посетителей и членов специализированного книжного клуба будет больше (уровень клиенториентированности специализированного магазина выше), повысит оборачиваемость и ускорит возврат денег издателям.
P.S.
Конечно, можно представить и красивый интернет магазин, в котором книга представлена в 3-D проекции и к ней применима функция перелистывания страниц. Там же могут быть ссылки и на форумы, и критику, и обзоры, и даже вебинары. Это достойная и возможная альтернатива книжному клубу, но, живости, шарма будет не хватать. А потом еще надо будет заплатить курьеру, или … самому вылезать из домашних тапок и топать в книжный клуб – к друзьям.
Сергей Чефранов