Спад на рынке традиционной печатной продукции заставляет типографии выходить в новые рыночные ниши и укрупнять производства.
Постоянное сокращение тиражей книг и периодических изданий, падение сборов от рекламы на бумажных носителях поставило российскую полиграфическую отрасль на грань выживания. «Нынешнее состояние полиграфии является результатом действия многофакторного кризиса. Под его влиянием только за последние годы закрылось 140 газетных и журнальных типографий и 750 периодических изданий, что определяется нарастающим противоречием между традиционными полиграфическими технологиями и современными средствами электронных коммуникаций», — отмечается в недавно опубликованном отчете Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Эти негативные факторы значительно усугубились из-за обвала рубля в конце 2014 года: большинство типографий не только работают на импортном оборудовании, но также зависят от поставок из-за границы запасных частей и расходных материалов.
«Есть определенные типы оборудования отечественного производства, на которые существует спрос. Однако на рынке по-прежнему наиболее востребованным остается оборудование европейских и азиатских производителей», — утверждает руководитель направления по привлечению клиентов компании «Балтийский лизинг» Николай Алексеев.
Справка
«Балтийский лизинг» является крупнейшей частной компанией на российском рынке аренды техники и оборудования. Филиальная сеть компании представлена 70 подразделениями по всей стране, при этом объем нового бизнеса за 2016 год составил 23,9 млрд рублей (без учета НДС), а объем лизингового портфеля на начало 2017 года достигает 32,9 млрд рублей.
«Все российские разработки в офсетной печати окончательно исчезли примерно к 2000 году. В России больше не производится ни машин, ни печатных форм, ни краски, ничего. Невозможно конкурировать с огромными зарубежными предприятиями, которые могут получить кредит в банке с почти нулевой ставкой, инвестировать в новое производство и окупить проект в течение 10 лет. При кредитной ставке в 14-15%, которую предоставляют российские банки, развивать собственную производственную базу невозможно», — объясняет причины тотальной зависимости от импорта полиграфических производств генеральный директор типографского комплекса «Девиз» Андрей Шадрин.
Замерший спрос
В период с 2000 по 2008 годы типографии интенсивно модернизировали производство и закупали новое оборудование, при этом, как утверждает отчет Роспечати, наращивание мощностей происходило в отрыве от представления о реальном состоянии рынка печатной продукции и перспективах его развития (см. рис.). Другими словами, на типографиях образовались избыточные мощности, и часть оборудования стала распродаваться, особенно с конца 2013 года.
Обозначение на рисунке: л/отт. – листы-оттиски (Фото: Роспечать)
«До 2008 года, то есть до первого кризиса, в типографиях имел место переизбыток мощностей. Закупалось как новое, так и бывшее в употреблении оборудование, но к 2013 году стало ясно, что на прежний уровень спроса выйти не удастся. В результате обвала рубля типографии стали активно продавать оборудование, причем покупатели появлялись даже за границей — в Индии и других азиатских государствах. Внутри страны рынок бывшего в употреблении оборудования также активен. Как поставщик мы являемся на нем игроком и предлагаем клиентам как услуги демонтажа и монтажа, так и послегарантийное обслуживание, а также комплексные решения по модернизации типографий», — рассказывает руководитель отдела компании «Гейдельберг-СНГ» (представительство Heidelberg в СНГ — РБК) Андрей Слободчиков.
«Многие европейские производители предлагают российским потребителям возможность покупки восстановленного оборудования. После проведенных сервисных работ и модернизации на оборудование предлагается дополнительная гарантия и сервисные контракты. Некоторые компании малого бизнеса заинтересованы в покупке именно такого оборудования, т.к. они получают оборудование высокого класса со значительной скидкой относительно цены нового аналогичного оборудования», — поясняет Николай Алексеев.
В нынешних условиях типографии не могут позволить себе приобретение нового оборудования, особенно для производства многотиражной печатной продукции, и вынуждены покупать бывшее в употреблении, разъясняет А. Шадрин: «Цена восстановленного оборудования составляет от 10 до 20% от цены нового оборудования. В этом году «Девиз» приобрел 10-летнюю ролевую печатную машину KBA, которая в новом виде стоила бы 10-12 млн евро. Мы купили ее за 2 млн, срок окупаемости проекта оценивается в 5 лет. Автоматизация нашего производства выходит на совершенно новый уровень, при этом программное обеспечение освобождает персонал от длительных расчетов заказов и позволяет делегировать больше полномочий менеджеру, оставляя ему набор возможностей по цене продаж».
«Последние несколько лет рынок оборудования для полиграфии находился в стагнации. Многие компании ожидали развития ситуации в экономике и предпочитали работать на уже имеющемся парке оборудования. Покупки совершались локально в рамках понятных целевых проектов и не носили массового характера. Сформировался существенный отложенный спрос, притом, что на типографиях произошел естественный износ оборудования», — характеризует положение дел Николай Алексеев. При этом поставщики печатных машин совершенствовали свои образцы, подчеркивает он: «Производители обновили линейки оборудования и реализовали гораздо более эффективные технологии печати».
Газеты уходят
Сокращение выпуска газет составляет 2-3% в год, утверждает статистика Роспечати. Андрей Шадрин оценивает ситуацию более драматично: «Падение составляет примерно 7% в год, сокращается номенклатура изданий, и падают тиражи. Если прежде объем газеты Metro составлял 56 полос, то сегодня — 8-16 полос, редко — 24 или 32 полосы. Еще 5 лет назад мы отгружали каждый понедельник пять 10-ти тонных грузовиков одной из бесплатных газет, т.е. ее еженедельный объем составлял 100 тонн в пересчете на бумагу. Сейчас мы выпускаем эту газету в объеме примерно 100 кг, т.е. тираж сократился в 1 тыс. раз».
По словам А. Шадрина, объем производства газет в типографии «Девиз» с 2008 года не сократился и составляет около 1,5 тыс тонн газетной бумаги в месяц, но стабильность обеспечивается новыми заказами из регионов: «Типографии, которые продолжают работать на отечественном оборудовании, постепенно умирают, им не выжить в конкуренции с высокопроизводительными зарубежными машинами. Типография «Девиз» «подбирает» тиражи газет в других городах, и теперь мы печатаем газеты для Петрозаводска, Мурманска, Вологды и даже для Москвы». Тенденцию к укрупнению производств отмечает и Андрей Слободчиков: «Крупные рекламодатели, которые имеют представительства по всей России, прекращают печататься в региональных типографиях и концентрируют производство в одном месте. И это не обязательно Москва или Петербург».
Руководитель «Девиза» подчеркивает, что в Западной Европе новых офсетных типографий больше не строится, а если необходимо начать выпуск новой газеты, то ее печатают с помощью технологии «хит-сет» (heatset printing — печатание красками, закрепляющимися под действием нагрева) на оборудовании для выпуска журналов. «Это делает процесс газетной печати более дорогим, и нашим издательствам, которые работают на пределе рентабельности, этот вариант не подходит. Издатели не могут позволить себе даже печать газеты на скрепке, хотя для газеты с тиражом «Метро» удорожание печати составляет всего 4 коп. на экземпляр», — рассказывает А. Шадрин. По его словам, в соседней Эстонии все газеты выходят на скрепке. «Газетное направление умирает, но мы рассчитываем, что наше оборудование прослужит еще лет десять». «Если необходимо напечатать журнал или газету миллионным тиражом, то офсетная печать по-прежнему находится вне конкуренции, как по стоимости, так и по производительности», — подчеркивает А. Слободчиков.
Новые рубежи
На петербургском рынке листовой печати, которая предназначена для выпуска глянцевых периодических изданий, а также полноцветных брошюр, календарей, афиш и буклетов, наблюдается более жесткая конкуренция, чем в производстве газет. По словам А. Шадрина, листовых типографий разного формата в Петербурге насчитывается около сотни. «В 2012 году мы приобрели машину Heidelberg тоже примерно за 2 млн евро. Мы надеялись, что быстро станем лидерами рынка, но оказалось, что новое оборудование — это необходимое, но не достаточное условие, и лидерами на самом деле являются владельцы грамотной технологии продаж. Только через три года мы научились продавать, и наша выручка на этом оборудовании уже достигла предела примерно в 1 млн евро в год. Адаптацию на новом рынке мы смогли пережить потому, что являлись крупным предприятием и зарабатывали на газетах. Обычный бизнес, у которого нет «подпорки» для заработка, просто не смог бы окупить дорогостоящее оборудование», — доказывает преимущества диверсификации Андрей Шадрин.
С приобретением печатной машины KBA «Девиз» рассчитывает значительно увеличить печать каталогов торговых сетей, которые издаются тиражами в сотни тысяч и даже несколько миллионов экземпляров. «В Москве многие типографии перестали печатать журналы и полностью переключились на обслуживание ритейла. Торговые сети обновляют каталоги примерно 50 раз в году, и этот рынок постоянно растет», — утверждает Шадрин. Другим перспективным направлением, которое расширяет границы типографского производства, является печать на картонных упаковках. «Сегодня это наш основной растущий рынок по всему миру. Его особенностью является все большее разнообразие видов упаковки при одновременном уменьшении тиража конкретного вида», — рассказывает Андрей Слободчиков. Другим перспективным рынком полиграфии, по его словам, становится производство сухих и мокрых этикеток. Сухие этикетки применяются для пивных стеклянных бутылок, а мокрые — для маркировки шампуней, гелей для душа и аналогичной продукции.
Помимо бумаги и картона освоены новые материалы для печати: текстиль, полимерные пленки, пластик, фольга, гофрокартон, стекло, а также готовые промышленные изделия. Сюда же следует отнести печать на объемных формах, так называемую 3D и 4D — печать. «Сформировался новый сегмент рынка — производство малотиражной печатной продукции различного назначения на базе цифровых технологий», — констатирует упоминавшийся отчет Роспечати.
Полиграфическая цифровизация
Увеличение продаж оборудования для цифровой печати отмечают и опрошенные игроки рынка. «За последние три года рынок продаж полиграфического оборудования демонстрировал разнонаправленное движение. Сегменты, в которых можно было наблюдать рост, в последние годы в основном связаны с направлением цифровой печати, что является прямым результатом сокращения тиражей основных потребителей в условиях кризиса. Другим фактором, способствовавшим поддержанию продаж цифрового полиграфического оборудования, является его срок службы и моральное устаревание. Если традиционное офсетное или трафаретное оборудование рассчитано на десять и более лет эксплуатации, то в направлении цифровой печати срок службы оборудования редко превышает пять лет, а развитие технологий приводит к необходимости его частой замены», — объясняет руководитель направления компании «ОКИ Системс Рус» Денис Кулаков.
По его словам, рост продаж принтеров и МФУ производства OKI Data в России опережает аналогичные показатели для западноевропейских стран. Падение доходов от производства печатной продукции вынуждает типографии искать новые виды печати, в том числе на небумажных материалах, и цифровые технологии обеспечивают им диверсификацию производства и конкурентные преимущества. «Войти в этот рынок можно с инвестициями немногим более 1 млн рублей, а благодаря программам сотрудничества с лизинговыми компаниями типографии имеют возможность воспользоваться рассрочкой с нулевым удорожанием оборудования», — отмечает Д. Кулаков.
«Мы видим большие перспективы в сфере деревообработки. Россия создала хороший задел и наработала опыт в цифровой печати для мебельного производства. Здесь мы, пожалуй, даже опережаем западноевропейские страны», — соглашается генеральный директор компании «Сайн Арт» (поставщика принтеров Durst для производителей мебели, керамики, стекла, дверей, тканей и различных отделочных материалов) Иван Клушин.
«Для оборудования стоимостью до 15 миллионов рублей от потенциального лизингополучателя требуется минимальный комплект документов. По таким сделкам мы можем принять экспресс-решение о финансировании и предоставить окончательное согласование в течение недели», — обнадеживает владельцев малого типографского бизнеса Н. Алексеев.
Несмотря на продолжающийся спад производства печатных изданий, рынок полиграфических работ стабилизируется и находит новые точки равновесия. Большие типографии укрупняют бизнес за счет вытеснения конкурентов и освоения новых направлений. Малый полиграфический бизнес, со своей стороны, концентрируется на выпуске единичных и малотиражных изданий, упаковке, а также на печати на небумажных материалах. При этом развивается цифровая печать, которая требует регулярного обновления оборудования. Наметившийся рост производства в инновационных секторах полиграфии вселяет оптимизм в поставщиков, которые рассчитывают на эффект отложенного спроса и увеличение продаж оборудования.
Источник: Интерпресс, РБК