Держи марку! Или полиграфисты о тендерах и гос заказах…

Андрей КоншинЕвропейскими полиграфическими новинками нас уже трудно удивить — австрийская почта выпустила свою первую лентикулярную марку. Для её производства были наложены друг на друга 48 изображений телевизионной записи, что вызывает у зрителя оптический эффект фильма длиной около трёх секунд. На марке воспроизведён легендарный гол, забитый знаменитым австрийским футболистом-рекордсменом Анди Херцогом. Этот гол, забитый на 76 минуте, стал победным в отборочном матче с командой Швеции 6 сентября 1997 года и позволил сборной Австрии выйти в финальную часть чемпионата мира 1998 года во Франции. Гол запечатлён на марке с трёх различных перспектив.
Марка считается самой крупной по размеру (6,5 × 4,7 см) и самой дорогой (5,45 евро) в истории австрийской почты. Одновременно с ней в продаже появилась художественная почтовая карточка, также выполненная с помощью лентикулярной технологии, с изображением Анди Херцога.
Профессионально интересен ? – Бесспорно. Продукт новый, не типичный, и не дешевый… (сразу оговоримся, что марка выполнена прямой печатью по лентикуляру). Впечатляет? Скорее вдохновляет…

А вот и наш свежий российский ответ австрийским коллегам – объявленный тендер.
Акционерное общество «Марка», Москва
ДОКУМЕНТАЦИЯ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
на право заключения договора на оказание услуг
по изготовлению сувенирных стерео — варио блоков для нужд АО «Марка»
Способ закупки (весьма гуманный! – примечание редактора): запрос предложений
Стартовая цена 2 483 450 рублей

Итак, не успели австрийцы своего первенца запустить, а мы уже на пятки наступаем!
Браво, русские! Вероятно, интерес полиграфистов повышен, от заявок нет отбоя? Не угадали. Ничуть не бывало… На конкурс было подано всего 2 заявки. Одна, в виду проблем с оформлением, не рассматривалась. Таким образом, победитель определился из одно возможного.

В чем причина такого индифферентного отношения коллег к проекту не только интересному, но и перспективному? Может, технологически проект не интересен? Нет, очевидная новинка. И, логично предположить, будет иметь развитие. Может, бюджет «убитый»? Нет, вроде, вполне достойный бюджет.
Очень затратно? Лентикуляр дорог? Так на то аванс предусмотрен, 70 аж процентов! Невиданная для торгов щедрость! (сразу чувствуется ЗАО вместо ГУП). Может, не столь престижно? Ну уж! Марки к чемпионату мира по футболу!
Взгляните на приложение к ТЗ. Неужели не интересно?
Приложение № 1 к Техническому заданию. 

 

Так что же? – Невиданные и пугающие требования к потенциальному исполнителю?
— Конечно, есть некоторые пугающие «разночтения» в ТЗ. Например, пункт 3 ТЗ.
Техническое задание на изготовление филателистических сувенирных стерео-варио блоков для нужд АО «Марка».
Смотрим…

Общие требования, предъявляемые к поставляемому товару:
1. Товар изготавливается в соответствии с утвержденным образцом.
2. Поставщик обязан обеспечить упаковку, способную предотвратить повреждение товара во время перевозки. Упаковка должна соответствовать требованиям ГОСТ 9142-2014.
3. Участник прикладывает к заявке образцы продукции и предлагаемых к использованию в технологическом процессе изготовления филателистических сувенирных блоков на деревянной основе материалов. В случае подачи заявки в электронном виде, образцы присылаются в конверте с указанием марок, артикулов, цветов. Конверт должен быть заклеен и иметь маркировку с указанием названия организации, т.е. должен четко идентифицироваться.
Любой участник вправе ознакомиться с пилотным образцом футляра, предварительно уведомив об этом Заказчика. Контактное лицо: Полонский Юрий Давидович, тел.:(499)254-04-25…

Согласитесь, довольно не просто участнику конкурса приложить к заявке «образцы продукции», если продукция – первая в России лентикулярная марка.
Но, едва ли здесь злой умысел. Вероятно, речь идет об образцах материалов, а также образцов лентикулярной, не марочной, продукции. Вероятно, это недоразумение легко снимается консультацией с ЗАО «Марка».
И, тем не менее, нет участников!
— Может быть, лентикулярная технология неведома отечественному производителю?
— Клевета! Только в Петербурге минимум десяток типографий имеет опыт работы со стерео-варио. А уж точно пять из них — опыт прямой офсетной печати по лентикулярам…
— Тогда, возможно, в ТЗ скрыты иные коварные «подводные камни»? И никто не рискнул участвовать?
— Ну, не без того. Но насколько эти «камни» серьезны, судите сами.
Смотрим…

Технические параметры сувенирных стерео-варио блоков:
А.) блока «Талисман…» (рабочее название):
— материал – самоклеящаяся мелованная бумага плотностью 70 г/кв.м, линзовый растр 100 lpi толщиной 0,35 мм;
— обрезной формат – 70*100 мм;
— способ печати, красочность – офсетная печать, красочность 4+0 (цвета триадные) с допуском на совмещение красок 20 мкм; А, разве, бывает иначе???
— способ изготовления — печать по самоклеящейся бумаге с последующей кашировкой линзы, кашировка производится жидким клеем, совмещение с линзой выполняется вручную;
Участие самоклейки в процессе понятно, как никак — марка. Значит, клеится должна (правда, печатать по ней вовсе не обязательно).
— отделка — рамочная перфорация (лазерная резка), лазерная резка по контуру обрезного формата, подклейка на «лицо» и «оборот» снимающейся защитной пленки;
Вероятно, перфорация марочная…
А вот «подклейка на лицо и оборот защитной пленки» звучит чуточку загадочно. Как, что, куда и для чего подклеивать??? Но ведь и этот вопрос можно прояснить с заказчиком… Смотрим дальше:

— планируемый тираж – 2 вида по 7500 экз. каждый;
— срок сдачи тиража – в течение 15-ти рабочих дней с момента получения предоплаты в соответствии с п. 2.2 Проекта договора.
Пока, вроде, все не очень страшно. И тираж вполне промышленный.

Б.) блок из 9 марок «С Новым годом!» (рабочее название):
— материал – самоклеящаяся мелованная бумага плотностью 70 г/кв.м, линзовый растр 100 lpi толщиной 0,35 мм;
— обрезной формат – 152*152 мм;
— способ печати, красочность – офсетная печать, красочность 4+0 (цвета триадные) с допуском на совмещение красок 20 мкм;
— способ изготовления — печать по самоклеящейся бумаге с последующей кашировкой линзы, кашировка производится жидким клеем, совмещение с линзой выполняется вручную;
— отделка — рамочная перфорация (лазерная резка), лазерная резка по контуру обрезного формата марки, подклейка на «лицо» и «оборот» снимающейся защитной пленки;
— планируемые тиражи – 2 вида по 7000 экз. каждый;
— срок сдачи тиража – в течение в течение 15-ти рабочих дней с момента получения предоплаты в соответствии с п. 2.2 Проекта договора.
И снова ничего настораживающего.

Технические требования к сувенирным стерео-варио блокам:
1. Печать изображения офсетным способом только по бумаге, что позволяет получать более высокое разрешение по сравнению с прямой печатью по пластику и как следствие — более выраженный эффект объема, четкая сепарация фаз.

Еще не страшно, но уже увлекает.
Конечно, ручные работы доступны всем без исключения ( что должно, казалось бы, еще более увеличить интерес к конкурсу). Вопрос наличия рук, их опыта, аккуратности.
Однако… С чего бы, вдруг, при печати по бумаге разрешению быть заведомо выше, чем при прямой печати по пластику? Да еще до такой степени, что эффект объема будет более выраженный, более четкая сепарация фаз? Это предположение заказчика или уже установленный факт?
То есть, ручная приклейка лентикуляра к бумаге точнее нежели машинная приводка?
Для рук точность совмещения не выше 0,2 мм – обычное дело?
Конечно же, смотря какие руки. Сомнительно …
А , что думают коллеги?

2. Для повышения разрешения при печати должно применяться программное обеспечение собственной разработки Поставщика, что позволяет осуществлять компенсацию неприводки на основе данных технической приладки.
Вот где таилось самое страшное и грандиозное оказывается!
Исполнитель должен не просто напечатать офсетом по самоклейке нечто, но и с применением чего – то невиданного!
Это что ж за Гутенберг такой в наших палестинах, что при офсетной печати применит программное обеспечение СОБСТВЕНННОЙ РАЗРАБОТКИ ( не Гайдельберга, Комори, и Мицубиши всяких), которое повысит разрешение на печати! Да еще и позволит осуществить компенсацию неприводки (то есть, предполагается, что при офсетной печати без волшебного софта, неприводка свыше 0,2 мм неизбежна). И сделано это будет «на основе данных технической приладки» (кстати, а коллеги понимают о каких «данных технической приладки» речь идет?).
Это действительно серьезно!!! Мы и не заметили как российские типографии стали успешно использовать свой самодельный софт в офсетной печати. И добились им повышения разрешения на печати. А, производители печатных машин даже не догадываются об этом!
Чем дальше, тем интереснее…

3. Отпечатанный на бумаге лист должен склеиваться с линзовым растром через двусторонний прозрачный скотч (толщиной менее 50 мкм)…
Это не страшно, но неизбежно. Коль уж порешили « в верхах», что печать на бумаге завсегда имеет выше разрешение нежели на пластике, то, понятно – с пластиком бумагу клеить придется, и не иначе как двусторонним прозрачным скотчем. Да не просто прозрачным, а оптически прозрачным (иначе зреть картинку станем, как через окно, которое не помыли) А, потому, в процессе приклейки чисто должно быть, как в операционной. А то, каждая пылинка, севшая на скотч, под лентикуляром даст пузырь. Не лучшее решение, но, по крайней мере, понятное.

…что не позволяет работать с пластиками, спроектированными для прямой печати (так как толщина скотча не дает линзе фокусироваться).
Можно дискутировать, но мысль понятна. Коли будем кашировать, то материал должен быть пригоден. Все прочее — профилактика от прямой печати по лентикуляру.

Для кашировки должен использоваться жидкий клей толщиной менее 10 мкм, чтобы сохранить высокое разрешение, получаемое при офсетной печати по мелованной бумаге.
Не понятно. Предыдущим пунктом уже кашировали лентикуляр с самоклейкой двусторонним скотчем. А тут, выясняется, что нужно «кашировать жидким клеем» (причем, даже нет речи, что он должен быть прозрачным). Причем, чтобы «сохранить высокое разрешение на печати»…
Что, к чему и почему кашировать жидким клеем?
Кстати, вопрос к коллегам: какое – такое невиданное разрешение печати нужно для получения должного объема на лентикуляре 100 lpi?

4. Точность совмещения с линзой при ручном выравнивании оттиска с допуском не более 20 мкм, что позволяет избежать характерного оптического «перескока», попадающего с перифирии в центр зоны наблюдения при неправильном совмещении оттиска с линзой.
Логично. Правда, 20 мкм погрешности уже дано на печати и еще 20 мкм на ручное совмещение. Неужто, не проще было осилить прямую печать?
И все же, что скажут коллеги: точность совмещения 20 мкм при прямой печати по лентикуляру 100 lpi, слабо?

ИТОГ – в техническом задании оказалось немало трудностей. Правда, их целесообразность, труднообъяснима. Впечатление, что трудности созданы исключительно в целях их преодоления…
Могло ли это отпугнуть профессиональных полиграфистов от интересного конкурса? Вполне возможно. У страха глаза велики.
Тем интереснее теперь поинтересоваться флагманами индустрии. Кто же не испугался трудностей. Ни таинственных технологий, ни противоречий в ТЗ. Тех, кто разработал и внедрил собственное ПО, повысив разрешение на офсетной печати.
Итак, начнем со второго участника: ООО «Центр» (Ялта). Не зря Крым наш!
Но не повезло участнику, отклонили заявку по формальному признаку. Даже саму заявку по существу не рассматривали. Но все равно было бы интересно познакомится. Увы. Нас постигла неудача. Никаких. Ну, то есть, совсем никаких данных о таком предприятии не обнаружено. Известно только, что полиграфическая мысль бурлит именно в Мисхоре, по адресу ул. Южная, дом 26, в квартире 18. И это все… Крым, конечно, наш. Но, не сильно нам известен. Может, кто-то знаком?

Знакомимся с единственным легитимным участником и победителем конкурса. Встречайте, ООО «Мобис» (Москва). Ура! В Москве типография не затеряется ! http://www.mobys.ru/print — сайт компании. Легко нашли и… озадачились. Прекрасная, современная компания. Очень продвинутая. С прекрасной продукцией… Но совсем не типография! Мобис — это Мобильные Стенды. И ассортимент в точности соответствует названию. Дистрибуция и производство мобильных стендов. Представляет в России ведущие иностранные компании по производству самых разных стендов. Действительно здорово! Но это же не типография… Все в жизни бывает, но странно как-то Там, где профессиональные типографы спасовали, производитель мобильных стендов оказался на полиграфической высоте!

Раз уж мы заговорили о победителях, то заглянем одним глазком в его прогрессивное хозяйство. И тут выясняется, что, помимо дистрибуции стендов ведущих миров брендов, компания имеет собственные производственные мощности. В том числе, мощности для печати стендов… И на бумаге, и на синтетике, и огромными форматами, и аж на линолиуме. Можно даже предположить возможность печати на лентикуляре, наверное… И все – цифра. Что, вполне естественно. Но точно – не офсет!!! Да и печать цифрой под лентикуляр 100 lpi — несколько самонадеянно.
А собственное программное обеспечение, повышающее разрешение при офсетной печати? Так и вовсе как вроде ни к чему?
Можно предположить, что победитель использовал субподряд? Вполне. Это не возбраняется. Тем более, интересно узнать о скромном исполнителе с собственным революционным ПО для офсетной печати.

И все равно остается большой вопрос к коллегам – неужто для специалистов такие проекты не интересны? Почему мы позволяем зарабатывать на нашем поле всем, кому не лень? Почему даже не пытаемся «держать рынок»? Согласен, способ тендерной закупки уже говорит о многом, но мы ведь даже не пытаемся…

Автор: А. Коншин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code