«Подпольная типография» в Перми

Дом-музей "Подпольная типография" в Перми

Один из самых необычных музеев Перми — «Подпольная типография» — готовится отметить 50-летие. 

Организовал подпольную типографию в мае 1906 года Яков Свердлов, который в то время возглавлял пермских социал-демократов. 

Музей был открыт в 1968 году как первый филиал Пермского краеведческого музея. Среди гостей в торжественном открытии принимала участие дочь Якова Свердлова Вера.

Подлинное типографское оборудование, которым пользовались пермские подпольщики, было изъято ещё царской охранкой. Позже оно было передано в музей. В подпольной типографии представлена копия типографского станка, наборные кассы со шрифтом, валик для накатки и печатания. И всё это работает!

Источник: «Московский Комсомолец Пермь»

  1. Андрей

    История подпольных типографий в России короткая ( от робких первых попыток в конце 60-х годов 19 в. до февраля 1917. Далее , необходимость подполья отпала …) , но динамичная .
    С 1901 г подпольная полиграфия уже была поставлена «на поток» .
    подпольные типографии изначально тяготели к окраинам . по соображениям безопасности ( Баку , Кишинев , Томск , Тифлис, Николаев ) , но постепенно активзировались до полного обнагления . И успешно работали в Киеве . Одессе , Москве и Петербурге .
    В Петербурге . к слову , подпольная типография работала в пешей доступности от зимнего дворца .
    Конечно , производительность «американки» 500 лоттисков в час , сегодня не впечатляет .
    Но , работали подпольщики энергично . И главное , не попадались.
    В итоге , за короткий промежуток времени , российская подпольная полиграфия выпустила миллионы подпольных изданий .
    Этого вполне хватило для промытия мозгов немногочисленному российскому пролетариату
    О размахе подпольной полиграфии свидетельствует хотя бы тот факт , что до наших дней дожили целых два музея «подпольная типография» — В Перми и Москве .
    К слову сказать , московская типографская , работавшая «под крышей» магазина фруктов , от своей «основной деятельности» приносила одни убытки ….
    Может, от того . наследники традиций подпольной полиграфии , предпочитают ныне печатать акцизы , документы , и товарный контрафакт ……
    Глядишь , через сотню лет появится музей подпольной типографии новой России ?…
    Может быть .интересно. По слухам , зачастую , коммерческие подпольные типографии оснащены лучше легальных коллег

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code