О корпоративном движении в полиграфии | printnewstv.ru
Кузьмин Б.А.

О корпоративном движении в полиграфии

          О корпоративном движении в полиграфии

                                                                                  В порядке обсуждения

           Сегодня приходиться констатировать, что в отношениях государства и бизнеса за последнее время произошли качественные изменения. Ощутимо укрепилась бюрократия. Снизилась роль бизнес-сообщества при выработке государственной экономической политики. Вместо необходимости развития рыночных механизмов и улучшении инвестиционного климата в последние годы все больше проявляется склонность к расширению сферы контроля государства над экономическими активами во всех отраслях. Нерыночный сектор в российской экономике не только не сокращается, но и имеет тенденцию к расширению. Соответственно происходит сужение рыночного пространства, на котором должна бы развиваться конкуренция.

Недаром, для исправления сложившегося положения в экономике в этой части и направлен один из последних Указов Президента Российской Федерации (от 21.12.2017 г., №618) об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции.

Развитие конкурентной среды в экономическом пространстве страны невозможно без получения системного информационного ресурса. К сожалению, Российская государственная служба контроля и регулирования экономической деятельности не всегда представляет качественное информационное обеспечение субъектам рынка, которым постоянно требуется полные, достоверные, непротиворечивые и своевременные сведения.

Сегодня в настоящей системе государственного статистического учета в отсутствии отраслевого позиционирования такая информация практически не присутствует при оценке экономических результатов в полиграфической сфере деятельности. Следовательно, можно констатировать, что оценка состояния и перспективы развития полиграфического производства в современной экономике страны, становится достаточно проблематичной.

 На уровне системы государственного статистического учета оценка полиграфического вида деятельности осуществляется на основе общеэкономических показателей и отраслевых пропорций, сложившихся в определенный период времени.

В составе отраслевых пропорций (в%) учитывается доля населения, занятого в данной сфере деятельности, доля оборота производства и доля заработной платы в обороте. На основании этой методики результаты работы полиграфических предприятий оцениваются только в составе сводных показателей оборота организаций с основным видом деятельности: целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность.

Для определения отраслевой пропорции полиграфического производства в составе сводных показателей требуется достаточно полная информация как минимум по ряду показателей: численность занятых, оборот производственной деятельности, фонд оплаты труда и количество субъектов рынка с данной основной деятельностью. Но как уже было отмечено, возможность получения такой информации на сегодняшний день в полиграфии отсутствует. Более того, в условиях, когда объем полиграфического производства в ВВП страны менее одного процента, а численность занятого населения не превышает 0,1%, рассчитывать на внимание со стороны государственного статистического учета не приходится.

Следовательно, неполнота исходной информации о результатах полиграфического производства, а даже практически ее отсутствие, ставит эту сферу экономической деятельности перед фактом, что все официальные и экспертные оценки ее состояния носят гипотетический характер.

В сложившейся ситуации перехода полиграфического производства от отраслевой структуры к рынку остается вопрос-где лежит решение выше обозначенных проблем. В связи с этим следует обратиться к практике стран с развитой рыночной экономикой, опыт которых заслуживает внимания. В первую очередь следует отметить присутствие высокого уровня корпоративной культуры, там, где можно лоббировать свои интересы, создаются горизонтальные и вертикальные объединения. Как это ни парадоксально, но при отсутствии необходимого информационного обеспечения отечественной полиграфии всегда доступны полные данные о функционировании полиграфического производства в большинстве зарубежных стран. Это и количество типографий, численность занятых, объемы производства в натуральном и денежном выражении, технологическая направленность производства, масштабы инсталляций оборудования и многое другое. Аккумуляторами и источниками этой информации являются профессиональные союзы и ассоциации этих стран, организованные или по предметному, или по технологическому и территориальному принципам.

Если обратиться к ретроспективе, то в плановой экономике страны полиграфическая деятельность имела определенную общественную значимость, как составная часть идеологического издательско-информационного комплекса, а значит и повышенное внимание, и контроль со стороны государства и общественных институтов. Как следствие, соответствующие государственные структуры и осуществляли учет и анализ экономических показателей деятельности полиграфии.

С приходом рыночной экономики, изменением структуры собственности и ликвидацией лицензирования полиграфическая сфера деятельности сегодня уже не является объектом регулирования со стороны государства и возникает потребность во введении иных механизмов регулирования со стороны профессионального сообщества.

И если в Европе сложилась определенная система правил и порядка работы типографий на полиграфическом рынке, то в нашей стране цивилизованные правила взаимодействия в этой области пока далеки от совершенства. Все еще действует принцип «рынок сам все расставит по своим местам». Но в таких условиях говорить о каких-либо формах интеграции производителей печатной продукции весьма затруднительно.

Нельзя сказать, что в сфере полиграфии сегодня нет профессиональных объединений. Они существуют как в территориальном, так и межрегиональном аспекте. Но, основным недостатком этих образований является, как это не покажется странным, слабая связь со своими членами. В своем большинстве полиграфические союзы и ассоциации возникали в начальном периоде формирования рыночных отношений в стране и не по инициативе предприятий и компаний, а по предложениям активных и авторитетных представителей отрасли. Что надо делать отраслевой некоммерческой организации в условиях рынка, а главное, как это делать, руководство этих объединений из-за отсутствия опыта еще владело слабо. Руководители типографий, члены сообщества, в основном занятые своими текущими делами, плохо представляли, какие задачи следует ставить перед корпоративной структурой. Директорский корпус, не очень веря в возможности корпорации, самостоятельно продолжал заниматься лоббистской деятельностью, налаживая личные контакты с представителями органов власти, коммерческих и финансовых структур. В результате отдельные профессиональные объединения либо исчезли, либо постепенно отдалились от своих учредителей и начали жить собственными интересами: организацией представительских мероприятий, коммерческой деятельностью, взаимодействием с отдельными группами предпринимателей.

Однако на современном этапе развития рынка полиграфических работ, в условиях действия системного кризиса в издательско-полиграфической сфере, вопрос о создании профессионального объединения, которое сможет сконцентрировать все ресурсы влияния и обеспечить получение информации от каждого участника сообщества, становится все более актуальным. Начинает преобладать понимание о том, что без возможности влияния на развитие событий на рынке, ни одна бизнес-структура в области полиграфического производства не может строить перспективные планы для повышения эффективности своего бизнеса и определения направления инвестиционной деятельности. Становится понятным, что государство не случайно предложило бизнесу такую форму взаимодействия, как саморегулирование (рис.1).

Роль СРО в отрасли

Рис.6. Роль СРО в отрасли

Следует отметить, что предложения о необходимости создания саморегулируемой организации (СРО) в полиграфии время от времени возникают в том или ином бизнес сообществе. Главными причинами разногласий на пути принятия необходимого решения являются много продуктовая структура полиграфического рынка и условие обязательной субсидиарной ответственности членов организации. Существующий рынок полиграфических работ дифференцирован, структурно разделен на сегменты, сектора и ниши, определяемые видами выпускаемой печатной продукции и соответствующей базой клиентских предложений.

Сегодня трудно предположить о возможности создания саморегулирующей организации в масштабе всей отрасли, но появление таких организационных структур в отдельных секторах рынка, это реальность ближайшего времени. В подтверждение этого предположения уже можно привести некоторые примеры. Так, в секторе производства печатной упаковки из картона и гофрокартона функционирует СРО, в составе которой ряд специализированных предприятий, включая Группу предприятий «ГОТЭК», а в смежном секторе сбора и переработки макулатуры-СРО «Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры», объединяющая более 50 предприятий из шести федеральных округов страны, производство которых составляет 80% от общего объема заготовки и переработки сырья.

Более того, совсем недавно в конце сентября в г. Санкт-Петербурге состоялся Всемирный коммуникационный Саммит рекламных организаций в рамках которого был подписан Меморандум о разработке «Дорожной карты по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по развитию деятельности СРО». В документе регламентированы создание в Российской Федерации саморегулируемого органа в области рекламы и принципы социально-ответственной рекламы, а также определено, что деятельность СРО осуществляется независимо от органов государственного управления или чьих-либо индустриальных интересов. Дорожная карта предусматривает изучение международного опыта и создание единых стандартов для всего рынка рекламы. А уже в начале насупившего года поступила информация о том, что в феврале состоится общее собрание членов Союза издателей «ГИПП», посвященное ситуации на издательском рынке и созданию новой отраслевой профессиональной организации.

Эти примеры подтверждают желания бизнеса самостоятельно определять правила и стандарты в своей сфере деятельности, вырабатывать критерий добросовестности деятельности на рынке, контролировать соблюдение установленных правил и обязательств, решать проблемы очищения рынка и приведения его в соответствие с требованиями к полиграфическому бизнесу, сложившимися в общемировой практике.

Но здесь следует иметь в виду, что реально корпоративное движение в этом направлении может получить свое развитие только в том случае, когда собственники бизнеса (а не менеджеры) полиграфических компаний осознают необходимость создания таких союзов и ассоциаций.

 

Кузьмин Б.А., Президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП)

 

  1. Уведомление: О корпоративном движении в полиграфии | printnews.tv

Новости дня