Новые полиграфические услуги на хорошо забытом старом оборудовании | printnewstv.ru

Новые полиграфические услуги на хорошо забытом старом оборудовании

Хендмейд–типография.

В Петербурге открывается все больше малых типографий и мастерских, которые специализируются на, казалось бы, устаревших видах печати. Ручная шелкография, типографский набор, линогравюры и даже привычный дешевый ризограф дают возможность создавать необычные полиграфические изделия, спрос на которые есть и у художников, и в большом бизнесе. Как работают эти предприятия и почему технологии прошлых веков вновь становятся востребованными?

По стопам Гутенберга

Одним из немногих в Петербурге предприятий, специализирующихся на высокой печати, является «Петровская печатня». Прежде чем запустить мастерскую, ее создателю Вячеславу Алексееву пришлось объездить полстраны, чтобы собрать аутентичное оборудование, большая часть которого с переходом на «цифру» была сдана в металлолом.

«Сегодня мало кто делает книги так, как это делал первопечатник Гутенберг: составлять текст литера за литерой из наборной кассы в верстатку, а затем укладывать в печатную форму, каждую страницу печатать на старинном станке, а затем делать переплет с помощью старинных же прессов, — рассказал  основатель печатни. — И это не репринты, а оригинальные издания. Например, книгопечатный проект «Пиковая дама», выполненный в виде колоды карт. От бумаги ручного литья до печати там все делалось вручную».

Заказывают в «Петровской печатне» также подносные и подарочные издания, биографии, родословные, свадебные альбомы, приглашения на важные мероприятия. Книги часто снабжаются кожаным переплетом с тиснением. Также в мастерской освоено воссоздание старинных гравюр для интерьеров и реставрация антикварных книг.

Помимо высокой печати в далеком прошлом были распространены такие технологии, как, например, офорт — разновидность гравюры на металле, или литография — когда оттиск делается с гладкой поверхности, которая благодаря особой обработке приобретает свойство на отдельных участках принимать краску. Их возрождению посвятила свою работу Мастерская печатной графики Центра графического искусства Санкт–Петербургского союза художников. Несмотря на то что основной вид деятельности этой организации — обучение старинным технологиям, поступают туда заказы и от частных лиц, и от крупного бизнеса.

«Чаще всего к нам приходят художники отпечатать небольшое количество оттисков для выставок, — рассказывает  преподаватель школы Наталия Сердюкова. — Но также мы разрабатывали и новые эстампы. К примеру, был заказ на изображения зданий, в которых располагаются офисы заказчиков, еще делали серию гравюр для дальнейшего использования их в календарях, создавали экслибрисы и изготавливали гравюры по уже готовым рисункам».

Уникальные копии

Для шелкографии используются особым образом обработанные сетки, через которые краска проникает на бумагу или другой материал лишь в тех местах, где должно появиться изображение. Этот способ печати распространен в принципе широко, но чаще всего им занимаются крупные компании с использованием автоматического оборудования. Заказчику выгодно давать таким фирмам только крупные заказы, поскольку в противном случае цена за единицу продукции станет заоблачной. Если же нужно заказать небольшой тираж визиток или футболок к мероприятию, то, как правило, приходится идти в простую студию цифровой печати. Но сейчас маленькие мастерские дают возможность людям получить качественный и уникальный продукт за скромные деньги.

«Отличие небольших типографий в том, что они берутся за любой заказ: если обычно минимальный порог копий начинается от 100 штук, то тут можно сделать хоть одну, — объясняет мастер–шелкограф Паша Накатим (Сугробов). — Дело все в том, что такие фирмы занимаются ручной печатью, которая не требует покупки дорогостоящего оборудования. Продукт при этом получается не только качественным, а каждую копию можно еще и индивидуализировать, «поиграв» с цветами и толщиной нанесения краски. Недавно мне довелось печатать обложки для тиража художественного журнала Mail Bomb, и каждая из 200 копий получилась непохожей на предыдущую. Также печатать шелкографией можно практически на всем, начиная с ткани и бумаги и заканчивая металлом и камнем».

Вместо тысячи листовок

Ризография по своей сути схожа с шелкографией, только вместо сетки там используется пленка, в которой печатный станок проделывает микроотверстия, пропускающие краску. Как правило, эта техника ассоциируется с быстрым и дешевым способом напечатать тысячи одноцветных рекламных листовок. Но на самом деле возможности ее гораздо шире и позволяют создавать полноцветные плакаты, журналы, афиши. Востребована она и в арт–среде. Однако, по словам представителей последней, ризографные печатни обычно даже не берутся за что–то более художественное, чем реклама девушек по вызову.

«У нас был опыт, когда мы не могли найти в Петербурге ни одну мастерскую, которая взялась бы напечатать плакат, — всех пугали заливки и обводки, обычно они боятся, что будут наплывы, но нас как раз таки это нисколько не смущало, а, наоборот, нравилось, — поделилась независимый куратор Лизавета Матвеева. — Ризограф на самом деле крутой для художников инструмент, но, к сожалению, ни одна типография не заинтересована в художественных проектах, считая это нерентабельным».

Выделяйтесь!

Пожалуй, единственной в Петербурге типографией, которая специализируется именно на экспериментах с ризографом, стала недавно начавшая работу DSPrint. Ее основатели согласны, что эта техника недооценена, и планируют работать не только с клиентами из сферы культуры и искусства. Как пояснил  инвестор стартапа Даниил Борисов, рынок полиграфической продукции сегодня рассчитан на базовые вещи, поэтому никто не хочет за не очень большие деньги сидеть с заказчиком и готовить макет, печатать пробные копии.

«Ризография выглядит очень специфически, интересно и всегда бросается в глаза. Оборудование способно дать все цвета, даже золото и серебро. При этом стоимость тиражей будет в разы ниже, чем при шелкографском способе, не уступая по визуальным характеристикам. Кроме того, выполнить заказ можно очень быстро, — говорит Даниил Борисов. — В эпоху информационного безумия важно выделяться. Снова становится ценным то, как преподнесена информация, а не просто факт ее донесения. И здесь хороши все необычные, яркие методы. Ведь дело не только в выбранном способе печати, а в свежем подходе в целом».

Источник: Деловой Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *