НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ПОЛИГРАФИСТОВ. Предпосылки. Реальность. Задачи. | printnewstv.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ПОЛИГРАФИСТОВ. Предпосылки. Реальность. Задачи.

Наш портал сообщал о создании в стране Национального союза полиграфистов. Сегодня мы публикуем статью одного из инициаторов этого проекта — президента Союза полиграфистов Санкт-Петербурга Сергея Радванецкого.

НСП. Предпосылки. Реальность. Задачи.

Идея создания Всероссийского полиграфического объединения зреет уже второе десятилетие. Еще в 2007 году в Санкт-Петербурге одним из мероприятий ”Петербургского полиграфического салона” прошла встреча руководителей более чем десяти региональных отраслевых союзов, на которой остро обсуждался вопрос о необходимости создания “Российского союза полиграфистов”, и даже было принято решение о его регистрации.
Однако, последующие консультации выявили серьезные разногласия между участниками процесса по целому ряду вопросов организации Союза, путях финансирования его деятельности, составе учредителей и формировании руководящих органов Союза.
Потом уже, позже, было еще несколько попыток договориться, но все они оканчивались неудачно. Оглядываясь назад и анализируя те давние неудачи, сегодня хорошо понятны их причины.
В российской полиграфии уже давно сложилась объективная потребность в существовании авторитетного Всероссийского объединения. «Веса» регионального Союза явно не хватает, особенно, при лоббировании интересов отрасли во властных структурах, при международных контактах, ….
Идет процесс государственной регистрации нового объединения. Мы, Борис Александрович Кузьмин, Вячеслав Александрович Корягин и я – руководители региональных союзов, решили, что троим гораздо легче договориться, чем опять погрязнуть в согласовании разных подходов, учете часто неоправданных амбиций и в проведении нескончаемых консультаций. И троим то было не просто найти консенсус, несмотря на то, что между нами уже многие и многие годы очень добрые, доверительные и уважительные деловые отношения.
И, конечно, мы благодарны руководству Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, и, лично, заместителю Председателя Владимиру Викторовичу Григорьеву, курирующему в структуре агентства полиграфию, за поддержку нашего проекта.
Для учредителей не предусмотрено никаких привилегий, а руководить деятельностью Союза в период между общими собраниями его членов будет коллегиальный орган – Президиум Союза. Вот, по составу Президиума нами ведутся активные консультации, и уже получено предварительное согласие очень авторитетных и успешных руководителей как типографий, так и компаний – поставщиков войти в состав руководящего органа НСП.
Состав Президиума и имя Президента Союза, который будет избран на его первом заседании, планируем обнародовать сразу после завершения процедуры государственной регистрации.
Планируется организовать презентацию Союза в мае 2020 года на VI Международном полиграфическом Форуме «Print Park» в Санкт-Петербурге, и, конечно, представить новое общероссийское объединение международному полиграфическому сообществу на июньской выставке «Drupa 2020» в Дюссельдорфе.
Нет цели утомлять перечислением целей и задач, изложенных в Уставе Союза, но для нас просто очевидный факт, что российская полиграфия остро нуждается в организации, которая внимательно отслеживая современные тенденции развития полиграфического бизнеса в стране, могла бы взять на себя функции, даже нет, не капитана, а скорее лоцмана, который понимая и аккумулируя огромный опыт, накопленный не только в России, но и за рубежом, мог бы стать для участников рынка самым надежным проводником в бескрайнем и опасном океане полиграфического бизнеса. Это главное!
Проблем в полиграфии огромное количество: выработка и популяризация отраслевых стандартов, переподготовка и повышение квалификации кадров, стандартизация и сертификация типографий, продвижение и популяризация успешного опыта и самых передовых технологий, которые завтра будут определять лицо нашего бизнеса, аналитическое осмысление отраслевых процессов, создание эффективного и авторитетного информационного пространства.
Мы отрасль «слепых», т. е. лишенных перспективного взгляда на свое развитие, потому что в масштабах страны не видим и не анализируем результаты своей работы. Государственные органы статистики оценивают результаты работы полиграфических предприятий только в составе сводных показателей по целлюлозно-бумажному производству, издательской и полиграфической деятельности. Никто сегодня в стране не знает точного количества работающих полиграфических предприятий, общего числа занятых в отрасли, ее оборот и т.д. Существуют только экспертные оценки (и это отлично, что есть хоть они), не более, которым мы просто вынуждены доверять.
Для принятия выверенных решений и этой-то информации было бы более чем недостаточно: важно иметь аналитику по видам полиграфической деятельности, по технологиям производства, по видам выпускаемой продукции, подробный региональный срез, оценка динамики импорта-экспорта не только по видам готовой продукции, но и полиграфических материалов и оборудования.
На каждой из перечисленных проблем можно было бы остановиться подробно и, конечно, продолжить этот список, но, если только в выше перечисленном удастся продвинуться, конечно, не сразу, постепенно, поступательно, давайте не забывать, что на все нужны очень приличные деньги, уже будет все не зря.

В государственной системе управления экономикой страны полиграфия долгое время не может определиться с ведомственной принадлежностью. За последние 20 лет она менялась три раза. Вначале было Министерство печати и массовых коммуникаций, потом Министерство культуры, сейчас Министерство связи, что фундаментально неверно. Где культура и связь, и где печатные машины? Возможно, и в том числе поэтому, полиграфисты со своими отраслевыми интересами надолго выпали из русла государственной промышленной политики. По очевидным «родовым» признакам (использование производственного оборудования и переработка сырья в готовую продукцию) полиграфия является промышленным производством и логично было бы курирование отрасли передать Министерству промышленности, где и лоббирование отрасли бы смотрелось гораздо органичнее…
«Рецидив» вышеописанной сложившейся системы — положение дел в регионах. Исходя из традиции повышенного идеологического внимания к отрасли еще со времен социалистического прошлого, полиграфия на местах курируется комитетами администраций по печати и связям с общественностью (названия этих комитетов могут, конечно, варьироваться), во многом взявших на себя функции идеологических отделов обкомов и горкомов КПСС, внимание которых к проблемам отрасли ослабевает год от года, а часто и полностью отсутствует. Примеров этому огромное количество и, кстати, Санкт-Петербург не исключение.
Очень важно, чтобы был слышен голос полиграфистов в выработке государственной промышленной и бизнес политике. Но для того, чтобы его услышали, прежде всего, этот голос должен быть!
Вопрос финансирования Союза, вероятно, главный вопрос, от решения которого практически полностью будет зависеть успех нашего нового объединения.
Возможностей финансирования у корпоративного союза совсем немного:
1. членские взносы и
2. создание и продвижение востребованных участниками рынка проектов, продуктов и услуг, в том числе информационных.
К сожалению, делать ставку только на первое в наших современных реалиях и, исходя из нашего уже довольно богатого опыта, было бы довольно смело.

Мы не должны и не будем делить рынок условно на «типографов» и «поставщиков»: мы Союз «организаций и индивидуальных предпринимателей, основным или дополнительным видом деятельности которых является полиграфическая деятельность, поставка полиграфических материалов технологий и оборудования» (цитата из Устава НСП), конечно, включая образовательные учреждения, которые готовят специалистов для полиграфии.

Пока преждевременно говорить о конкретных преимуществах для членов Союза, хотя выстраивать такую систему мы обязательно будем.

Считаю, что мы не должны и не будем заниматься агрессивным маркетингом Союза с целью максимального привлечения членских взносов, что, конечно, не исключает активного информирования участников рынка о конкретных делах и проектах Союза.

Со временем членство в Союзе должно стать не только выгодно, но и престижно, должно стать дополнительным маркетинговым инструментом для продвижения членами Союза своих услуг, материалов, оборудования и технологий на российском рынке. В России есть своя история профессиональных объединений полиграфистов, но в целом игроки рынка считают эти организации мало полезными для бизнеса. И, невозможно, не согласиться, что это довольно распространенное мнение и, к сожалению, не лишенное оснований. Причин здесь, много и объективные в том числе.
В стране создано и работает большое количество корпоративных некоммерческих объединений. Но надо признать, что успешны из них преимущественно только те, где государство использует их для регулирования курирующих этими объединениями отраслей: строительство, фармацевтика, банковская сфера, аудит, нефтяная промышленность, энергетика, туризм. Список можно продолжать и продолжать.
Часто, именно, государственные структуры и становятся инициаторами создания таких союзов и ассоциаций. Членство в подобных объединениях является скорее условием успешной работы в отрасли, а не проявлением корпоративной ответственности и культуры.
Мы, полиграфисты, слава Богу, не пользуемся подобным вниманием государства и давайте, хоть за это его искренне поблагодарим.
Создание и организация работы корпоративных организаций в нашей отрасли – это, скорее, сподвижничество. Без сколь-нибудь существенного бюджета, и, соответственно, без реальной исполнительной структуры много не наработаешь. Но согласитесь, и в этих условиях, нам, руководителям региональных объединений, иногда удается что-то делать. Конечно, при поддержке наших членов, коим мы очень благодарны.
У нас, российских полиграфистов, нет другого пути, как попытаться, при поддержке, конечно, всего полиграфического бизнеса, в корне изменить существующее положение дел.
И давайте пожелаем нам удачи!

Новости дня