Типография «ФС ПРИНТ»: Пятница, 13. История о том, как мог сгореть весь бизнес | printnewstv.ru

Типография «ФС ПРИНТ»: Пятница, 13. История о том, как мог сгореть весь бизнес

Утро пятницы, 13 декабря. Вроде бы и день начался как обычно, и ничто не предвещало беду.

Как всё начиналось

Я собирался в типографию, владельцем которой являюсь. Здание типографии расположено в одном из цехов бывшего Автотракторного завода в районе Варшавского шоссе. Уже собирался выходить, как зазвонил телефон. Звонили как раз из типографии. Вместо приветствия услышал взрыв эмоций, который был сформулирован коротко, но ёмко: «У нас тут п…ц».

Ниже опубликованы фотографии, которые были сделаны очевинцами в первыми минуты пожара : 

Так выглядел первый этаж нашего склада до пожара : 

Первая мысль, пронизавшая меня насквозь, была о том, что в типографии возникла какая-то глобальная проблема, разрешение которой требует моего немедленного участия. Однако уточнить, что же такое случилось, мне не удалось, потому что звонивший сбросил вызов, а дозвониться до него или кого-либо, кто мог бы быть сейчас на территории производства, мне так и не удалось. Я выскочил из дома и буквально полетел к типографии.

Пятница, 13. История о том, как мог сгореть весь бизнес. Часть первая "Мгла"

Видения становятся реальностью, а мысли материальны

Уже на подъезде к территории современных складских помещений, где расположена типография, я заметил клубы густого черного дыма, которые распростерлись чуть ли не над половиной Москвы. О чем я думал? Я думал о том, чтобы это все было не у нас, лишь бы не у нас. На самом деле сбылся страшный сон, который являлся мне не во снах, а наяву. Неоднократно случалось, что, подъезжая к м. Пражская, я видел клубы дыма, и тогда, как и сейчас, у меня в голове крутилась одна мысль: лишь бы не мы. И всякий раз, подъезжая ближе к типографии, выдыхал, видя, что беда обошла стороной. Но не в тот день. Вообще подобные видения меня нервировали, расстраивали, и вот теперь всё случилось, как я и боялся. Скажите теперь, что мысли не материальны. На сей раз клубы дыма то черного, то белого, то сизого, а порой и открытый огонь были видны как раз там, где стоял наш ангар со всем типографским оборудованием и складом расходных материалов.

Пожар на Варшавском шоссе

Подъехав максимально близко к очагу пожара (улица Подольских курсантов была уже перекрыта на всем протяжении от Варшавки до Старопокровского проезда, а по Варшавке можно было проехать уже с трудом), увидел, что площадь пожара уже очень значительна. Как потом узнал, что первоначально, когда поступил вызов на пульт пожарных площадь возгорания составляла 200 квадратных метров, а в результате достигла 7000 м2, и только в 15-02 поступило сообщение о том, что пожар локализован. На момент моего появления огнём была охвачена соседствующая с нами типография «Русевропринт», а также склады тканей для мебельного производства. Горел и коридор в этих цехах, а над ним находилась наш склад и серверная.

Я успел приехать еще до прибытия пожарных, а поэтому мне удалось войти в цех, который к тому моменту был очень задымлен, и пройти несколько метров вперёд. Вскоре я понял, что нечем дышать и решил выйти на улицу. К тому моменту пожарные расчёты уже прибыли. По разворачивающимся вокруг событиям было понятно, что пожарные не были готовы к такому масштабу бедствия. В целом в локализации и тушении пожара приняли участие 70 пожарных расчета и около 220 огнеборцев, то есть практически все силы московских подразделений. Один из пожарных пострадал при обрушении кровли и получил перелом голени. Он был госпитализирован.

Параллельно велись действия по выводу людей, расчистке подъездов к очагу, эвакуации машин.

Развитие пожара

Спустя несколько мгновений в горящих помещениях стали раздаваться взрывы и хлопки, которые были спровоцированы находящимися в цехах емкостями с горючими веществами, лакокрасочными покрытиями. Языки ярко-красного пламени вырывались наружу, явно демонстрируя, что пожар разгорается всё сильнее и обуздать его будет сложно. В этот момент я осознал, что спасти складские помещения типографии невозможно: они обречены. Оставалась надежда на то, что огонь не доберётся до цеха, где находится типография со всем оборудованием и дополнительный склад.

Работы по тушению пожара

Работы по подавлению огня разворачивались на глазах: в небе появились вертолеты МЧС. Это были вертолеты Ка-32 Московского авиационного центра. Они, как я узнал позже, способны одновременно перемещать 5000 л воды и сбрасывать ее с помощью специального водосливного устройства в очаг возгорания с высоты 80-100 м. Было задействовано два вертолета, которые наряду с пожарными, находящимися на крыше соседнего здания и на телескопической лестнице, заливали огонь.

Все усилия были направлены на то, чтобы отрезать огню пути к соседним зданиям, но взрывы канистр с легковоспламеняющимися веществами и порывы ветра значительно усложняли эту борьбу. Особенно обострилась ситуация, когда рухнула не только кровля, но и одна из стен: огонь готов был вырваться и добраться до соседних цехов и складов. Уже потом я в средствах массовой информации прочитал слова очевидца, который находился в ближайшем к месту пожара задние. Он утверждал, что пожарные расчеты приехали на место очень быстро и действовали профессионально, не позволив огню подобраться к зданию, стоявшему в нескольких десятках метров в стороне. Эвакуация сотрудников из потенциально опасных помещений была проведена оперативно и спокойно.

Благодаря ветру и горючим веществам огонь распространялся быстро и вскоре полностью погибло в огне все правое крыло. На вид останки здания представляли собой руины, как будто оставшиеся после массированной бомбежки: оставшиеся конструкции были сильно деформированы, а стёкла расплавились от высокой температуры. Столб черного дыма, как уверяют очевидцы, был виден за многие километры. Пожару был присвоен повышенный уровень сложности.

Меры безопасности

Вокруг был очень ощутим запах гари, и видимость всё ухудшалась. Однако, как я заметил, работала передвижная лаборатория, которая производила замеры концентрации вредных веществ в воздухе. Улицы вокруг были перекрыты, люди отведены на максимально возможное состояние. Наряды полицейских и ГИБДД контролировали ситуацию. Сотрудники цехов и офисов, которые сейчас были под огнём, наблюдали за происходящим с безопасного расстояния, и настроение у них было заметно подавленное. Кое-кто размышлял над тем, что придётся искать новую работу, поскольку бизнесу конец. Некоторые действительно впоследствии уволились.

Поскольку в здании находилась трансформаторная подстанция, то подъехали специалисты Мосэнерго. Некоторые помещения, кроме того, были газифицированы, поэтому появление сотрудников Мосгаза тоже было оправданно.

Локализация пожара

Дальше оставалось только ждать. Было принято решение взять в себя в руки, и я направился в сторону торгового центра «Колумбус». Ещё долгое время смотрел в сторону горящего здания. Я был опустошен. Склад и наш мини-дата-центр, который находился на втором этаже, как и вся типография были смыслом моей жизни, в них были вложены все силы и душа.

Через 5 часов локализовали пожар, но здание по-прежнему продолжало гореть несколько дней. Убытки владельцев и арендаторов помещений составили сотни миллионов рублей. Сразу после подавления огня на место событий прибыли следователи, они ждали, пока пожарные закончат свою часть работы, чтобы сразу приступить к расследованию причин пожара.

Причины возгорания

Потом уже появились очевидцы, которые рассказали, что проблемы начались после того, как на крыше появились рабочие с газовыми горелками: они должны были отремонтировать крышу здания над складом с тканями и экокожей. При проведении работ с горелками, очевидно были какие-то нарушения. Вероятно, расплавленный и горящий битум стал протекать под крышу на территорию склада, где под самый потолок были уложены тюки ткани на хранение, или просто проскочила искра, которая и дала начало пожару.

Возгорание произошло на верхней полке, и пока искали ключи для того, чтобы открыть двери и начать тушение подручными средствами, возгорание усилилось, и площадь им занимаемая в считанные секунды увеличилась в разы: 100, 200, 3000 и наконец 7000 квадратных метров. Такому прогрессу огня способствовали баллоны с газом, которые рабочие оставили на крыше.

Ликвидация очага возгорания и первая оценка масштаба трагедии

После ликвидации основных очагов пожара, а это примерно 9 часов от момента возгорания, мы прошли на территорию типографии с тем, чтобы оценить масштабы бедствия непосредственно на месте событий. Сначала пошли осматривать склад. Конечно, было давно понятно, что там ничего не осталось: на наших глазах полыхал склад расходных материалов, а для тушения пожара использовали воду. Огонь и вода не оставили ничего. Большая часть товара не подлежала даже приблизительному опознанию. Так, например, Джамбо рулоны с пленкой для ламинации превратились в кристаллы необычной формы. Угадывались по упаковке лишь несколько пачек с пакетной плёнкой для ламинации.

Осмотр производственного цеха типографии показал, что оборудование не пострадало, однако все было в гаре и дыму. Поэтому решили с сотрудниками пойти по домам, чтобы отдохнуть и собраться с мыслями. Мне необходимо было продумать дальнейший план действий, а окружающая обстановка мало тому способствовала. Дома я не мог заснуть всю ночь, размышляя о том, как можно пробраться в серверную, вытащить жесткие диски и если они повреждены, то как восстановить данные: всё еще оставалась надежда, что они могли остаться целыми под кусками обвалившейся кровли.

Утро следующего дня

Утро следующего за пожаром дня началось с посещения типографии. Охрана пропустила нас, но на территории стало понятно, что без масок работать невозможно. На объекте всё ещё продолжали работать пожарные, подавляя то и дело возникающие языки пламени. Повсюду стоял резкий запах гари и был виден дым. Было понятно, что всё под контролем, а потому не стали терять времени и поехали покупать маски.

Поднявшись на второй этаж, мы обнаружили, что от него мало что осталось, а останки более напоминают поле сражения, чем производственный цех. По сути оставался небольшой остров, который был пощажен огнем, над ним нависали большие бетонные блоки, которые раскачивались на голой арматуре. Было ощущение, что они могут в любой момент обвалиться. Жуткие ощущения от картин пожарища дополнялись плохой погодой.

Основные задачи и пути их решения

Главной задачей на тот момент для нас было проникнуть в помещение серверной где, возможно, каким-то чудом сохранились жесткие диски. Но эта задача оказалась очень трудно выполнимой. Оставшиеся остовы здания потом заливали водой еще 7 дней, а первые два дня стояло такое сильное задымление, что невозможно было находиться в оставшихся помещениях без противогазов. Невзирая на все обстоятельства, необходимо было проверить доступность серверной и сохранность дисков.

Помещение дата-центра было даже сложно определить: настолько все пространство вокруг было сильно изменено. В отдельных местах все еще существовали очаги тления и задымления, повсюду был явственно ощутим ужасный запах. Серверную мы всё-таки нашли по остаткам кондиционеров, которые были смонтированы по соседству с ней. И цель, казалось, была достигнута, пока кто-то не вызвал полицию, которая заставила нас покинуть остатки здания.

Своих попыток мы не оставили и вернулись на пожарище вечером. Дойдя до серверной, нашли блоки и с трудом извлекли жесткие диски из самого верхнего сервера. В надежде на возможность восстановления данных сфотографировали носители и сбросили фото компаниям, которые специализируются на восстановлении информации.  Но, как ни печально. Все ответили, что восстановление невозможно.

Приняв это как должное, мы поехали по донам набираться сил к следующей битве. 


Восстановление серверов и коммуникаций

После третьей бессонной ночи наутро мы опять вернулись в типографию. На тот момент здание стояло обесточенным: были отключены вода, отопление, электричество, потому что все коммуникации были уничтожены пожаром. Пришлось заняться восстановлением электропитания для того, чтобы хоть как-то поработать с серверами, на которых хранились сайты, телефония, ERP система. Восстановительные работы в этой части должны были быть закончены к понедельнику 16 декабря 2019 г.

Понедельник

Для работы с данными срочно были арендованы серверы в дата-центре, а потому действительно к утру понедельника была восстановления работа системы управления производством, телефония и даже сайты. Правда, от сайтов осталась резервная версия от 2017 года. Для восстановления прочей информации пришлось обращаться к вебархивам, в том числе и по системе управления, для которой сохранился backup от 2017 года и полный код системы на момент пожара, но с данными 2017 года.

Вторник

Утро вторника ознаменовалось мозговым штурмом, посвященным возможности и способам восстановления алгоритмы расчетов, цен на сырьё. Часть информации была сохранена в логах у программиста, часть пришлось брать из головы и заново проводить замеры и хроментражи. Потом стали заносить в базу правил расчета, информацию о сотрудниках, восстанавливать

сайты до реальных версий. Более 10 дней мы не принимали новые заказы, так как из-за вынужденного простоя скопилась огромная очередь текущих заказов.

Параллельно шли восстановительные работы и на самом производстве. Необходимо было срочно протянуть электрокабель, а все поставщики работали только по предзаказу, поэтому пришлось искать на Авито, Юле и других агрегаторах. К концу дня вторника кабель нужного сечения и жильности был найден.

Среда

Утро среды началось с монтажа нового кабеля и подключения действующего оборудования, потому что стояла архиважная задача как можно быстрее запустить производство: клиенты были раздражены задержками, и большая часть из них не хотела даже слышать о каких-то наших проблемах. Между тем приближался Новый год и нужно было как-то восполнить утраченные вместе со складом расходные материалы. В результате было заказано 3 контейнера с расходниками. Повезло лишь в том, что наш склад в Санкт-Петербурге был полностью забит на тот момент, и мы смогли перекинуть основные расходные материалы за пару дней. Кроме того, на складе рядом с типографией хранилось достаточное количество товаров для продолжения работы в нормальном ритме.

Работа типографии налажена, хоть и в сложных условиях

Дело осложнялось тем, что рабочие не могли работать в цеху: было очень холодно, поэтому часть производства – сборочный цех пакетов, переехала в офис, где можно было обогревать помещение тепловыми пушками. Только спустя несколько дней начались работы по монтажу отопительной системы, а морозы были уже не за горами, поэтому работы по прокладке труб отполения и подключению объектов шла круглосуточно. Через два дня отопление было уже подано в цех. Температура в помещении поднялась до +2ᵒС. Работать было по-прежнему тяжело, много сотрудников заболело. В следующие два дня температура поднялась до +10 градусов и уже можно было работать в более или менее комфортных условиях и печатать тиражи.  

Вот так наш офис в Москве выглядел до пожара : 

Следующая по очередности задача заключалась в оперативном восстановлении кабельного доступа в интернет. Она была решена к 30 декабря.

В начале следующего года приступили к разбору завалов, а потому все еще оставался шанс восстановить данных с других резервных серверов, которые находились ниже и были завалены обломками. Достать их раньше было не представлялось возможным.

Наконец, с помощью крана была извлечена серверная. Как нам показалось, диски там были в лучшем состоянии, но все равно информация, которая там находилась к сожалению восстановлению не подлежала.

При последующих разборах, мы увидели останки джамбо ролей, офсетных пластин, бумаги.

Итоги

В целом компании был нанесён катастрофический материальный ущерб. Но на данный момент уже сформирован четкий план действий для восстановления складских позиций и ускорения производства. План будет реализован до конца января 2020 года.

Источник: Типография «ФС ПРИНТ»

Новости дня