Увеличение растровой точки. Усиление тона для смесевых цветов (SCTV) Часть 2 | printnewstv.ru

Увеличение растровой точки. Усиление тона для смесевых цветов (SCTV) Часть 2

Сегодня мы воспринимаем стандартизацию в полиграфии как само собой разумеющуюся данность, однако еще в 1996 году, когда вышла первая «полновесная» спецификация для офсетной печати, содержащая колориметрическую и денситометрическую информацию по CMYK многие говорили о невозможности применения ее на производстве и общих трудностях работы со стандартом.

На то было достаточно много веских причин начиная от слабой программной поддержки полиграфического процесса, отсутствия стандартизированных ICC профилей, открытых систем и модулей управления цветом до внедрения портативных денситометрических и спектрофотометрических систем.

В настоящее время ситуация изменилась. Стандартизация затронула все аспекты производства, при этом, помимо использования международных стандартов, технологии позволяют создавать собственные, т.н. производственные стандарты, регламентирующие только конкретное производство.

Если с триадными цветами CMYK ситуация под контролем достаточно давно, то для смесевых цветов, к сожалению, ситуация не так радужна, хотя и не слишком критична.

При работе с цветами систем Pantone, HKS, RAL либо т.н. брендовыми (корпоративными) во многих случаях необходима система, позволяющая правильно передавать информацию не только о цвете, но и его градациях. Поскольку процесс стандартизации подобных цветов начался относительно недавно, около 10 лет назад, то многие элементы все еще отсутствуют. Однако существующие средства уже позволяют добиваться стабильного качества.

Использование CxF-формата для передачи колориметрической информации о цвете или облачных технологий для хранения и контроля качества отчасти во многом упрощают эту задачу, но не решают ее.

Открытым остается вопрос о растискивании точки или усиление тона для смесевых цветов. На Рис.1 приведен фрагмент дизайна, где помимо 100% поля (плашки) есть еще и градационные (полутоновые) поля. Именно они могут свести весь дизайн к нулю и поставить под вопрос практическую воспроизводимость конкретной работы.

Рис.1 Демонстрационный дизайн этикетки компании X-Rite/Pantone

До 2017 года контроль смесевых цветов на производстве производился либо традиционно на глаз, либо с помощью прибора денситометра или спектрофотометра.

Контролировались в основном плашки — 100% поля. Все градационные поля оставались неподконтрольными или контролировались путем связки цифровой цветопробы и физических оттисков с пробопечатных устройств, когда это было возможно.

Т.е. какого-либо систематизированного подхода не существовало, а основной акцент делался на визуальную оценку, т.е. субъективный фактор принятия решения. При этом производители красок предлагали свои методики, компании, производящие растрирующие процессоры для цветопроб свои, а производители печатных машин свои.

Ситуация изменилась в 2017 году, когда свет увидел стандарт ISO 20654 Graphic technology — Measurement and calculation of spot colour tone value (Технология полиграфии. Измерение и расчет значения оттенка плашечных цветов (SCTV) – в русском переводе на сайте standartgost.ru).

Поскольку стандартизировать значения усиления тона для смесевых цветов не представляется возможным, а количество цветов остается неограниченным, был выбран «упрощенный» вариант методики стандартизации. При нем значения измеряемых градационных полей должны быть близки к своим номинальным значениям.

Ограничения TVI – расширение применение SCTV
Использование традиционной формулы растискивания и усиление тона TVI мы рассмотрели в предыдущем материале, опубликованном в журнале Компьюарт №4 за 2020 года. Эта формула действует безотказно для триадных красок, поскольку была разработана с учетом характеристик трех фильтров RGB, которые окончательно преобразовались в колориметрические значения XYZ в последних версиях стандарта ISO 12647-1 и 12647-2.

Для всех других цветов формула перестает «правильно» работать, хотя и выдает значения TVI. Ее все еще повсеместное использование во многом объясняется практикой, накопленной годами и тем объемом затрат «на стандартизацию» и оснащение измерительной и иной техникой, затраченной производством. А поскольку внедрение новой методики повлечет за собой не только адаптацию внутренний регламентной документации, но и вполне возможно затраты на частичное переоснащение производства, то и в глобальном масштабе индустрия невольно «сопротивляется» нововведениям.

Традиционно, большинство мер, используемых для калибровки и управления технологическими процессами в печатном цеху, основывались на получаемых значениях плотности. Оптическая плотность краски, растискивание точки, трэппинг и контраст печати – все это результат определения плотности.

Наблюдающийся повсеместный переход на колориметрические системы внес свои коррекции и в регламентирующие документы. Однако использование портативных спектрофотометров в печатном цеху представляет собой не односложную задачу для оператора. Предположим, что целевое значение 100% поля цвета задается колориметрической лабораторией и имеет всего лишь координаты Lab или Lch. В свою очередь градационные значения задаются на стадии допечати.

У печатника, например, на офсетной машине не так много возможностей управления качеством. Помимо механической настройки машины он может только регулировать подачу краски и воды, а также увеличивать или уменьшать давление. Для него заданные координаты цвета Lab или dE ничего не говорят или может быть говорят, но практический вопрос, что делать с ними на машине?

Принятие новых правил работы со смесевыми цветами, появление программного обеспечения, позволяющего «прогнозировать» размер увеличения тона (SCTV-Spot Colour tone value), самой формулы расчета и стандартизированной методики контроля позволяют говорить о возможности объективного контроля градаций смесевых цветов.

Стандарт ISO 20654 представляет значительный шаг вперед по сравнению с основанной на оптической плотности формулы Мюррей-Дэвиса (Murray-Davies) – растискивание точки и «улучшенной формулы» с колориметрическими значениями – увеличение тона. Она обеспечивает более тесное соответствие между физически отпечатанными растровыми элементами и визуальным восприятием.

На рис. 2 приведен внешний вид градационной шкалы для красного и синего цветов по системе Pantone. В них показаны воспроизводимость полутоновых полей, контролируемых спектро-денситометром по формуле Мюррей-Дэвиса и по методологии SCTV. Сравнение проводилось в одинаковых условиях, измерялись одни и те же поля различных красок, одним и тем же типом спектрофотометрического прибора.

Рис.2 Градационные шкалы, полученные при использовании двух методик (формул) расчёта увеличения значения растрового элемента

Результаты соответствующего исследования были опубликованы в 2015 году флексографской ассоциацией FTA и позднее рассмотрено техническим комитетом TC 130. Они четко показали визуальное несоответствие между номинальными значениями полей и их измеренными значениями при «классическом» подходе и достигли наилучшего соответствия при использовании SCTV.

Для иллюстрации математической разницы между «классическим» подходом и недавно предложенным, приведем общий вид использованных формул.

Некоторые программные продукты, используемые в основном в упаковочной индустрии, например, программа Esko Equinox может эмулировать увеличение тона в соответствии с различными стандартами. Это значительно упрощает работу с цифровыми цветопробами и позволяет более детально подходить к вопросу макетирования, включая градиентные переходы на стадии дизайна.

Колориметрически полученное значение увеличения тона похожи на измерение dE, что позволяет избежать хроматических и ахроматических несоответствий. В ней используется функция линеаризации, используемая при преобразовании XYZ в Lab. Это позволяет рассматривать методику SCTV и как часть визуальной системы оценки.

Основные преимущества использования методики SCTV
Во многих докладах на различного рода конференциях отмечалось, что формула хорошо адаптирована для глубокой и флексо печати, основных технологий, массово работающих со смесевыми цветами. Общим технологическим моментом для всех процессов печати можно назвать обеспечение стабильной толщины красочного слоя в процессе печати, особенно на т.н. длинных тиражах.

К основным преимуществам методики можно отнести:

  • универсальная оценка тоновых значений для всех смесевых цветов (исключение – металлизированные, перламутровые флуоресцентные);
  • вычисления на основе колориметрических значений (спектральных значений) Lab или XYZ;
  • возможность получать единообразный печатный ICC-профиль с последующей простой актуализацией;
  • упрощенное измерение CMYK и смесевых цветов в автоматическом режиме при проведении инструментальной оценки;
  • унифицированный процесс оценки качества и согласование между производственными стадиями – допечатная, краскосмешение и печать;
  • хорошая сходимость результатов для традиционных и цифровых печатных процессов;
  • измерения как в абсолютном, так и относительном режиме (цвет запечатываемого материале либо учитывается, либо не учитывается)

Практическое использование методики SCTV показана на рисунке 3. На нем представлено сравнение кривых стандартных значений увеличения тона для цветов CMYK, вычисленных по формулам TVI и SCTV соответственно.

Рис. 3 Производственное представление TVI и SCTV (Источник: TAGA, 2018)

На практике работа с новой методикой выглядит достаточно просто и сводиться к обеспечению линейной передачи полутонов по всему динамическому диапазону градационной шкалы. Значению, например, 25, 50 и 75% в файле, должно соответствовать 25, 50 и 75% на печати. Это достигается корректной работой с предкомпенсационными кривыми.

Влияние запечатываемого материала оказывает заметное влияние на цвет, особенно в светах и полутонах. Использование подхода SCTV также снижает до минимума этот эффект. Это особенно важно, поскольку запечатываемый материал, например, бумага является на производстве переменной «величиной», а стандарт ISO 12647-2 (2013) регламентирует всего лишь 8 различных типов печатных основ (бумаг).

Безусловно, в методике существуют и недостатки, выявленные в процессе адаптации и различного рода тестовых мероприятий. Одной из основных следует назвать незнание пользователем новых методов и стандартов, определенные несовместимости с существующими колориметрическими или определёнными ранее значениями. Также оказалось, что работа с кривыми предкоменсации на стадии допечати, представляет определенную проблему из-за отсутствия знаний и требуемого инструментария, например, плейт-ридеров. Это относиться ко всем технологиям, где используются печатные формы.

В настоящее время серьезно рассматривается вопрос о распространении приведенной методики для контроля всех цветов, включая CMYK. Таким образом создание унифицированного подхода к контролю и передачи градационных данных для всех типов печатных процессов в не зависимости от используемого рабочего потока.

Часть 1: Увеличение растровой точки: растискивание (Dot gain) vs усиление тона (TVI)

Автор: Максим Синяк

Новости дня