Михаил Кувшинов: Кадровый голод в отрасли, надолго ли? | printnewstv.ru

Михаил Кувшинов: Кадровый голод в отрасли, надолго ли?

К сожалению, это не самостоятельная проблема, а часть гораздо более глубокой — низкой конкурентоспособности нашей отрасли, недостаточной экономической эффективности.
Два года назад я опубликовал вызвавшее огромный читательский интерес эссе “2022. Люди кончились”. В первом же предложении говорилось “для российской полиграфической отрасли сложился идеальный шторм.” Судьба смеется над нашими прогнозами — то ведь была белая полоса. Но эссе сохраняет актуальность и спустя два небывалых года. Сегодня кадровый голод в полиграфии усилился и будет усиливаться. Давайте рассмотрим причины.
Во-первых, в России с середины 90-х наблюдается естественная убыль населения (ссылка на график из википедии, но приводить его не буду, чтобы не отвлекать внимание). Во-вторых, по политическим и экономическим причинам, прежде всего из-за курсовой динамики, страну покинуло немало трудовых мигрантов. Так что людей и в целом стало меньше и перелом этой тенденции не слишком вероятен.
Правильно заданный вопрос — большая часть ответа. По экономике в целом, в ближайшие годы Сохранится ли убыль экономически активного населения? Думаю, да.
Как изменится производительность труда в экономике? Думаю, будет расти, причем в некоторых отраслях из-за автоматизации, роботизации и внедрения ИИ возможен взрывообразный рост в высвобождением значительной части работников.
NB Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше. Хотя такое высвобождение и возможно, эти люди пойдут не туда, где кадровый голод, а туда, где получат более высокое вознаграждение за труд. Так что не стоит рассчитывать, что рассосется само.
Почему в полиграфии зарплаты не особо привлекательные? Думаю, дело не в том, что собственники именно типографий более жадные, чем средний собственник по рынку. А в том, что денег у них относительно меньше. Потому, что экономическая эффективность и производительность труда в типографиях ниже.
Вот мы и озвучили причину особенно острого кадрового голода на рядовых работников именно в нашей отрасли. А почему производительность труда в полиграфической отрасли ниже?
Я думаю, что низка она (1) из-за серьезных проблем управления (отдельная большая тема, упомянутая в том эссе. Нет, ну скажите где еще себестоимость принятого заказа может быть туманной для абсолютно всех?) и (2) архаичной технологии, требующей несоразмерно большого приложения человеческого труда. Ну честно, давайте посмотрим на некую офсетную листовую типографию. Печать, фальцовка, подборка, шитье или скоба или КБС, подрезка блока — и это мы только блок сделали, это и близко не все. И на каждой операции человек, и каждый продукт руками(!) передается далее по технологической цепочке.
И давайте сравним это не с производством микропроцессоров, а с чем-то близким — да хоть производством этикетки. Снова грубо, конечно, в нулевом приближении. Одна машина печатает (и, возможно, делает еще немало операций, не будем отвлекаться на детали), одна финишная (лак, фольга, высечка, резка в ручьи — это самый минимум. Запросто много еще чего). Два оператора. Дой-пак, сложная гибкая упаковка. Точно не менее сложный продукт по сравнению с журналом. То же самое — печатная и пакетоделательная машины. Два оператора. В гофре запросто вообще одна машина и собирает гофрокартон как таковой из рулонной бумаги, и печатает на нем, и вырубает коробку. В результате упаковщики, конечно, тоже страдают от недостатка кадров. Но эффективность их использования у них выше.
И что делать полиграфистам, чтобы производительность труда поднять? Универсального рецепта нет.
Во-первых, нужно меняться. Избавляться от наименее эффективных участков сейчас, в тучные годы, когда это можно сделать спокойно и обдуманно. А не в грядущие тощие. Кому-то автоматизировать прежде всего финишные операции. Кому-то уходить в упаковку, кому-то в цифру. В цифре, кстати, ручного труда меньше — но и там проблема в полный рост. Потому что меньше — не значит мало. Цифра — тоже разная.
Во-вторых, может быть вам удастся предложить рынку дополнительную ценность, которая значимо увеличит объем вашей прибыли. Менее важно, за счет роста объемов или маржи. Деньги позволяют решать многие проблемы. И многим, возможно и вам, это в уходящем году удалось. Так придется часть отдать работникам, как это сделано в конкурирующей за трудовые ресурсы онлайн торговле.
В-третьих, можно ничего не делать еще несколько лет. Неэффективные производства вымрут, предложение сократится, цены вырастут в такой мере, что позволят поддерживать оставшимся полуголодное, но существование.

Новости дня