«Люди хотят быстро, мало и красиво». Что происходит на рынке полиграфии Белоруссии после санкций и прихода ИИ | printnewstv.ru

«Люди хотят быстро, мало и красиво». Что происходит на рынке полиграфии Белоруссии после санкций и прихода ИИ

В эпоху развития ИИ, массовой автоматизации и цифровизации бизнеса кажется, что полиграфический рынок, скорее, «мертв, чем жив». Но это заблуждение. В индустрию полиграфии активно проникают новые технологии, которые успешно «мэтчатся» с традиционными продуктами (визитки, широкоформатная печать, листовки, буклеты, каталоги и прочим). СЕО компании «Издательские системы» Александр Алешкевич поделился с «Про бизнес», с какими вызовами сталкивается полиграфический рынок, что ждет индустрию в будущем и удалось ли отрасль «поженить» с искусственным интеллектом.

«О ситуации на рынке полиграфии можно говорить уныло, а можно с оптимизмом»

— Есть сфера традиционной и цифровой печати, которые развиваются слабо, есть те — где наблюдается значительный рост. Традиционная офсетная печать усилила свои позиции в сегменте упаковки и этикетки за счет увеличения спроса, появления новых видов товаров. Однако она теряет их в рекламной полиграфии, потому что офсетная печать нацелена на печать больших и длинных тиражей, а во времена неопределенности, где многие маркетинговые гипотезы нужно проверять и тестировать, клиенту необходим небольшой тираж рекламных материалов. По этой причине короткие тиражи уходят с офсетных типографий в цифровые, которые специализируются на коротких тиражах, в том числе на изготовлении упаковки и этикетки.

Наша компания в сегменте печати этикетки в 2023 году в сравнении с 2022-м выросла на 57%. За счет запуска в 2023 году современного раскройного комплекса iECHO мы запустили производство малоформатной упаковки, чего ранее не делали.

Новый для нас рынок — маркетплейсы: Wildberries и OZON. Для нас это любопытная ниша со всеми нюансами поиска интересного и продающего продукта с учетом особенностей работы каждой площадки. Тестовые полиграфические продукты проходят и этапы самовыкупов, не без этого.

«Отрасль полиграфии в 2022 и 2023 годах „штормило“ так же, как и все бизнесы»

Санкции, дефицит ресурсов, разрыв деловых связей, проблемы с логистикой из-за закрытия границ — отрасль полиграфии в 2022 и 2023 годах «штормило» так же, как и все бизнесы. Особенно это коснулось цифровой полиграфии. Мы как цифровая типография столкнулись с проблемой отсутствия расходного материала (тонер и определенные детали), отказа от сотрудничества, так как некоторые производители ушли из Беларуси и России или просто отказались работать с местным бизнесом.

Сейчас рынок немного стабилизировался за счет налаживания параллельного импорта и крупных дилеров печатной цифровой техники. Например, в Беларуси по бренду «Konica Minolta» успешно работает компания «РИЗОЛА», обслуживание нашей печатной техники «Ricoh» мы делегировали компании «РИКО Рус» — официальный представитель компании «Ricoh Co., Ltd.» на рынке России и стран СНГ.

Кто-то с Китаем стал плотнее сотрудничать, хотя есть нюансы при работе с китайскими расходными материалами: страдает качество, портятся печатные машины, которые не предназначены под такую «расходку». Наша компания не пользуется такими материалами, потому что качество всегда важнее.

Из-за запрета Европейского союза на поставки в Беларусь и Россию различных материалов и оборудования для печати компании организовывают параллельный импорт этих товаров. На данный момент запчасти и комплектующие для полиграфического оборудования не включены в список продуктов, разрешенных к ввозу в Беларусь и Россию по этой схеме. Остается проблема с логистикой. Был случай, когда машина поставщика простояла три недели на границе с Польшей и ее не пропустили. Все это сказывается на сроках изготовления, качестве полиграфической продукции. Несмотря на экономические и логистические вызовы, белорусское сообщество полиграфистов достойно справляется с ними. В группе сообщества появились предприниматели, которые сделали на этом тоже определенный бизнес, предлагая альтернативные каналы поставок, например, Китай и Турцию.

Полный текст интервью здесь

Источник: Онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве «Про бизнес»

Новости дня