В отраслевом медиапространстве пару недель бурно обсуждается статья (и видео-интервью) Григория Аркадьевича Гольдмана, собственника типографии «Фастпринт». Поднятая тема – предстоящая в ближайшем будущем лавинообразная санация полиграфического рынка в связи со старением директорского корпуса, которому в массе сегодня шестьдесят плюс-минус пять.
Хочется высказать свое «фи». Частично по самому вопросу, но, главным образом, так сказать, «по процедуре». Зачем хайповать, на негативном посыле? А еще и усугубив месседж, утрировав, доведя до абсурда. Вы, Григорий Аркадьевич, «большой ум», талантливый руководитель, олицетворение отраслевого прогресса. Чего вдруг решили сорвать лавры «второй древнейшей профессии»? Вылить негатив на головы в наше тревожное время – ввергать людей в уныние. А оно – смертный грех: способствовать ему – еще хуже. Пусть журналисты, а не директора, бьют сограждан по кумполу страшилками.
Да, тема «дряхления» директорского корпуса давно обсуждается в кулуарах. Она объективна. Но, считаю, что для рынка катастрофы не будет.
Согласен, что дети не хотят подхватывать «знамя бизнеса», созданного отцами. Признаюсь, что в свое время сам болезненно переживал такой казус. И продать типографию перед «уходом на покой» сложно. Не то что в былые эпохи. Но в этом сломе нет уникальности ни России, ни полиграфии. На такие катаклизмы планеты мне первым пожаловался директор одной финской типографии лет пятнадцать назад. А лет восемь проблему «отказа детей» в западном мире рассказал коллега на семинаре в США. Да, поколение снежинок во всем мире не хочет ответственности, эмоциональных встрясок. Таковы реалии.
Но жизнь не остановится! У рынка впереди стадия консолидации. (А не санации, Григорий Аркадьевич!!) Даже если отдельная типография закроется – ни ее заказчики не исчезнут, ни мощности, ни сотрудники. Все перейдет к конкурентам. Есть сильные директора в возрасте пятьдесят плюс-минус пять. Они и будут рулить.
Лично у меня есть опыт как приобретения, так и продажи бизнеса (причем, как с оборотом 300+, так и 50- ). Во всех случаях никакого краха! Уходили с арены первые лица, и даже второй эшелон. Но ни менеджеры не разбежались, ни заказчики. Более того – слияния стали инфоповодом для привлечения новых клиентов. Покупатель в выигрыше. На приобретении типографии «Моби Дик» в 2005-ом году мой бизнес, помнится, сделал рывок: перешел из «типографии В2-го формата» в «типографию В1-го формата».
Я понимаю страхи Покупателя бизнеса. Чтобы застраховать его от грустного сценария – можно Продавцу приглушить алчность и выставить стоимость по цене оборудования. А оно тянет на миллион зеленых (по словам Григория Аркадьевича). Вполне хватит для кружки пива по субботам до конца дней. И даже это справедливо, если считать, что в РФ цена бизнеса должна быть на уровне трех-пяти годовых прибылей, то примерно это и есть стоимость основных средств. При страховом случае (я лично считаю его маловероятным) – Покупатель распродаст оборудование и вернет себе затраты.
Не надо страдать фобиями «ах, я зашел в комнату, не подумав, как из нее выйти»! Есть пара-тройка универсальных выходов: продажа оборудования в розницу, слияние с конкурентом, поиск управляющего. Типографии , как показала практика, очень живучий организм. Даже при смене стиля управления, отсутствия прописанных процедур (у моих бизнесов их также не было), сохраняется живучесть на базе «права обычая» - персонал сам подстроит новые требования к старым привычкам.
А там, глядишь, подрастут внуки. Может, они окажутся такими же азартно-безбашенными как их деды и подхватят завалившееся знамя?