Максим Румянцев: Почему полиграфия растеряла престиж? | printnewstv.ru

Максим Румянцев: Почему полиграфия растеряла престиж?

Печатное дело имеет довольно сильные экономические позиции, однако, новое поколение к нам не рвется. Дом без молодежи чахнет. Плохо это. Что так?
Какая картинка возникает при слове «типография»? Хмурый парень с грязными руками у допотопного станка. Труд скучный. Напротив печатника сидит капризный заказчик-эстет с гламурным журналом, в лучшем случае. В худшем — пенсионер с газетой. Фу! Где задор?! Где крутизна в стиле IT? Машиностроение, биотех, связь, даже строительство – и то впереди: работая там, помогаешь людям (что само по себе престижно).
МЫ, полиграфисты со стажем, знаем, что инновациям в нашем доме есть место: экзотические материалы, автоматизация, цифровая печать! Чем не повод для великого будущего?! Но это знаем МЫ. А у НИХ, молодых, в глазах та самая картинка.

Кто виноват?
Попробую набросать варианты ответа, задушив в себе старческое брюзжание, но перед тем еще одна вводная.
Вспоминаются скрывшиеся за поворотом «девяностые». Каких-то тридцать лет назад печатное дело выглядело вполне сексапильно. Печатники двигались «по верному пути» (в сравнении с «двоюродными братьями» фрезеровщиками, пекарями, шахтерами) – и работа не пыльная, и зарплата достойная, и аванс вовремя. На визитке «Директор типографии» – звучало гордо. А дизайнеры-верстальщики!.. Знание Пейджмекера — палочка-выручалочка для потерявших работу инженеров. И ОНИ, молодые, приходили на работу. (Тогда только были не ОНИ, а МЫ в молодости). И вдруг, в одночасье, в «нулевые», все свернуло на проселочную дорогу. Бездумные инвестиции в оборудование, рост мощностей и игроков рынка нарушил баланс спроса: перепроизводство и рухнувший финрезультат. И произошла четвертая информационная РЕВОЛЮЦИЯ — выскочил как чёрт из табакерки интернет и оттяпал часть рынка. Следствие – отраслевые зарплаты просели.
Директорскому корпусу не просто: можно задушить жадность и поделиться частью прибыли с работниками. Но этим кардинально ситуацию не изменишь – не одним шуршанием купюр жив интерес. Имидж не тот!

Возвращаюсь к вопросу «кто виноват».

1) Отрасль старая – пятьсот лет. А антиквариат – он, конечно, крепок, но «на любителя»: не веет страстью. (Вот что значит РЕВОЛЮЦИЯ – в одночасье списали в ретро!)

2) Со времен Гуттенберга нет звонких историй успеха «а ля Стив Джобс». А как рекламировать профессию, если не через имена-бренды?

3) Скорость смехотворная. По сравнению с интернетом полиграфия, как канал передачи информации – черепаха. ОНИ живут иными темпами.

4) Основной дефицит кадров — по рабочей сетке, линейные спецы (три четверти вакансий). А в «синие воротнички» поколение миллениума не рвется: режимная работа, жесткий график, план, качество, конвейерный стиль (от тебя зависит следующий в цепочке, ты зависишь от предыдущего). Общение часто срывается на стиль «гав-гав». А для НИХ важнее личный комфорт и эмоциональная стабильность (даже в ущерб зарплате). Только сверхдоходы могут перешибить невкусный замес. А откуда их взять при такой невысокой рентабельности? Отметим, что проблема (нежелание посвящать жизнь карьере) глобальная. Молодежь не против работы, но не в первую руку, как у «отцов», которым успешная карьера тождественна самоуважению.

5) С «белыми воротничками» (технологами,менеджерами, дизайнерами) другая засада – технология слишком щепетильная: море нюансов, нужна полная «погруженности в тему», вылавливание блох. Это тебе не клиповая жизнь широкими мазками. Нужны годы каждодневного пота, пока станешь профи. (А на таких «точечных» профи держатся типографии). Ох, все это не вписывается в тренд на смену деятельности раз в пять лет.

Что делать? Да, и вообще – есть ли шанс противостоять этим пунктам?! Ответ постараюсь набросать в следующий раз.

Новости дня