Росупак уже не первый год для меня веха сродни новому году. После предельного напряжения - Summertime and the livin' is easy. Время оглянуться, подумать вдолгую, на год и больше. При этом тема гречневой каши, что хороша с маслом, менее продуктивна. Гораздо важнее понять что пошло не так. Или пошло так - но не как ожидалось. Оказывается, у меня оставалось еще немало иллюзий. А они, как известно, сродни зубам - их тоже больно терять.
Пожалуй, главной моей потерянной иллюзией стало мнение об абсолютном превосходстве западных технологий в нашей области над китайскими (отечественных, уж извините, немного). Нет, не поймите неправильно. Оно есть - но точечное, кое-где, а не тотальное, как еще десяток лет назад. А во многих точках - ситуация уже обратная. Я смотрел как на флексомашине Label Source исполнен узел многослойной этикетки, непрерывного удаления облоя, автоматического совмещения, нанесения фольги из одного рулона в две разных позиции. Как HanGlobal сделал горячую цифровую фольгу - казалось бы очевидную вещь, но за все десятилетия развития гибридов так и не реализованную на Западе.
При этом у всех китайцев, включая самых продвинутых, отставание на десятилетия в маркетинге. В большинстве компаний просто нет людей, способных вытащить из разработчиков понимание уникального технического преимущества и превратить его в УМП - уникальное маркетинговое преимущество. Ну и славно - мы сами это умеем.
Во-вторых, у меня пропала иллюзия про уровень китайского качества. Нет, не в том смысле, что оно высокое. Или низкое. Или среднее. Это, к примеру, швейцарское качество всегда высокое. А индусы с огромной вероятностью применят такие решения, что кровь потечет из глаз. О том, что есть заранее предсказуемый уровень. У китайцев просто нет общего знаменателя, как нельзя сказать что женщины в целом блондинки, брюнетки или рыжие, короткие у них волосы или длинные - они разные. Мало того, это применимо и к одной конкретно взятой женщине. Также и китайцы.
И третья моя отброшенная иллюзия в том, что российская полиграфия плетется в хвосте с точки зрения экономической эффективности. Реакция отрасли на санкционное давление оказалась просто волшебной.
И крушение этой иллюзии было особенно приятно.