Максим Румянцев: Думы после Московской Книжной Ярмарки (часть 2) | printnewstv.ru

Максим Румянцев: Думы после Московской Книжной Ярмарки (часть 2)

В теории киносценаристики есть два понятия: проблема и нужда. Главный герой проблему видит с первых кадров и хочет ее решить. А нужду он не осознает, она открывается к концу фильма, когда персонаж претерпел страдания. Например, у Лукашина из «Иронии судьбы» вначале обозначилась проблема – состыковать нестыкуемое: хотелки социума (мамы, невесты, друзей). А в конце фильма Лукашин из безвольной тряпки стал вершителем собственной судьбы: отбил женщину-мечту, поющую душевные песни, понимающую мятежную натуру, которая не будет раздражать мельканием перед глазами.

Реальная наша жизнь похожа на киношную. Есть проблемы и есть внутренняя боль. У каждого своя. Но есть и некая типичная для многих. Как определить эту «усредненную» нужду? В прошлые эпохи инженерами человеческих душ были писатели, о глобальном думали философы. Сейчас кто? Психоаналитики? Как-то им не очень доверяешь…

Выскажу гипотезу - эту «типичную» боль современника можно вычислить по тем книгам, которые читает большинство. И в этом смысле статистика столпов книжного рынка меня заинтересовала. ЭКСМО, Озон, Литрес, Ассоциация распространителей в совокупности дали на ММКЯ репрезентативный срез.

Понятно, что всю Россию нельзя усреднить до одного человека: социум делится на сегменты. Читающих в нашей стране только каждый второй. Нужды человека мегаполиса и малого города, наверное, сильно разнятся. Еще можно сегментировать по полу, образованию, занятию. Целая матрица. Но я все же рискну усреднить.

Интересы читателей делятся (по данным экспертов ММКЯ) на три равные части: художественная литература, детская, прикладная (нон-фикшн).
Начну с детей. Нам, взрослым, их проблемы кажутся ерундовыми, а вот к их нуждам надо относится с уважением – лишь бы не вырос невротик.

В детском книжном сегмент все по-советски «миролюбиво»: самый популярный автор – Корней Чуковский, потом идет Пушкин, Агния Барто. Чаяния ребенка – пусть всегда будет солнце! пусть всегда будет мама!

Для младших школьников в топах - по-прежнему «Гарри Поттер» и стабильно (удивляет, но приятно, черт возьми!) «Маленький принц» Экзюпери. После выхода фильма взлетел рейтинг «Чебурашки». Зло сильно, но всегда должно побеждать добро!

Младшие тинейджеры. Их боль: «неужели я не такой как все?» И они читают супермодные сейчас комиксы манга (японские), манхва (корейские), маньхуа (китайские). Надо быть в тренде.

Старшие тинейджеры болеют анти-чувством «неужели я такой же как все?» И они подсели на Анну Джейн. Это самая издаваемая писательница в России: более пятидесяти книг, почти миллион совокупный тираж! Признаюсь, я о Джейн (настоящая фамилия Потапкина) даже не слышал. Оказывается, Анна – красноярская писательница (к сожалению, недавно умершая в тридцать пять лет). Ее книги о вечных вопросах отцов и детей, страданиях подростков. В отличие от других авторов Анна смогла поймать простой, понятный тинейджеру стиль.

Теперь про взрослых. Понятно, что проблема всех – деньги-деньги-деньги. А нужда? В нон-фикшн литературе в лидерах книги по личностному росту, правильным привычкам, как ценить и беречь себя. Значит, нужда почти тождественна проблеме: хочется кровь из носу достичь успеха, не быть таким тютей как Лукашин в первой серии?
Очень популярен жанр фэнтэзи и сказок для взрослых: Лукьяненко, Серганова, Дашкевич и самая читаемая… (я неимоверно рад и удивлен успеху) «Мастер и Маргарита» Булгакова. Близки к топу «Идиот» Достоевского, «Три товарища» Ремарка. Мне кажется, что боль взрослого человека – как победить тревожность, неуверенность в завтрашнем дне: не понятно – с какой стороны бабахнет этот колбасящийся мир? Вот он и успокаивает нервы чтивом на ночь: или «монолитной» классикой, или выдумкой. Сбегает от действительности в другой мир. Но и за модой взрослый следит не меньше ребенка – после успеха сериала скупают книгу «Дюна» Френка Герберта (хотя та же фантастика).

(окончание следует)

Новости дня