В начале было «Слово» и «Слово» было бог. Для нашей отрасли я бы интерпретировал эту библейскую фразу так: «пятьсот лет миром информации рулила оффлайн полиграфия».
И вот четверть века назад робко подала голос «Цифра» устами авторитетного Бени Ланды: «Все что может быть оцифровано – будет оцифровано. И полиграфия – не исключение». Хлесткая и, на первый взгляд, невинная мысль.
А потом «Цифра», как лисичка из сказки, стала тихой сапой действовать. Попросилась в дом к зайчику-«Слову»: «Я много места не займу, я тебе в помощь». И действительно. Оригинал-макеты на компьютерах – о! здорово! Передача файлов в типографию по волокну – о, как удобно! Получение оплаты через банк-клиент – о, спасибо! не надо ходить за платежками! А дальше больше: вывод форм на СТР, построение профилей, программный спуск полос, передача настроек по кабелю на машины, цифровая печать, автоматические системы управления типографией, он-лайн проверки, дополненная реальность и т.д., и т.п. Комфортно, производительно, современно! И вдруг, глядь – а лисичка то не так проста: заказы легко перетекли в другие регионы, интернет оттяпал львиную долю рынка передачи информации, хакеры взламывают сети. Как бы зайчику вообще не остаться на улице.
На главной конференции Московской книжной ярмарке я услышал про боли смежного с нашим издательского рынка. История коллег и натолкнула меня на аналогию про личику и зайчика. Писатель-редактор-корректор-метранпаж: добрые старые времена! Но подули свежие ветра. PageMaker – счастье верстальщика! Photoshop – как замечательно! Распространение тиражей через интернет, печать по требованию, самиздат – какое подспорье издательствам! А потом, оглянулись и… маркетплейсы сжирают книжные магазины, электронные книги замещают бумажные, нейросеть оставляет иллюстраторов без работы - писателям приготовиться. Фраза Бени Ланды в издательском деле звучит так: «Все, что может быть оцифровано - будет оцифровано; все что будет оцифровано - будет скопировано; все, что будет скопировано - потеряет ценность». «Цифра» зажгла контрафакту зеленый свет. И самый эффектный ход «лисички» - социальные сети и ТГ-каналы. Они безнадежно утянули человеческое внимание от литературы.
Неужели судьба книги – лишь элитарная ниша «дорогих подарков»? Тем более, что новых полиграфических технологий, способных снизить себестоимость изданий, не предвидится.
Вышеописанный «захват» лисичкой всех домов произошел у нас на глазах. Как быстро время бежит и, главное, куда?!! Можно ли что-то еще предпринять, чтобы не остаться офлайну совсем без жилплощади? Пока еще кто-то помнит мантры: «кто читает литературу – более эффективный», «книга – не только товар, но и ценность» и прочие. Или прогресс не остановить и… «в начале было Слово, а теперь богом будет Цифра»?