Вот такая формулировка вечного, почти “Быть иль не быть” вопроса… Начну с собственного опыта. У нас в НИССА Центрум около половины сотрудников - сервисный отдел. И неплохой. Буквально сегодня мне передали привет от важного клиента с теплой похвалой - мол, лучшие, спасибо! Это собственно сервис инженеры и люди, обеспечивающие их работу (склад запчастей, диспетчер и пр.) Причем если офис продаж только в Москве, то сервис центры - по всей стране. И людей мы учим. Просто потому, что переманить особо и не у кого, а завозить неоткуда. А чтобы у нас всех не переманили - стараемся делать так, чтобы у нас людям было лучше. Впрочем эту обширную тему мы уже обсуждали. Кстати, учим мы и персонал заказчиков, давно и результативно. Потому, что ставим оборудование предельно инновационное и в ряде случаев в округе просто нет спецов под него. Но тут хорошая новость в том, что на такую работу желающие находятся. И большая часть из них еще и способные работать. Так что долговременное и устойчивое решение - учить. И параллельно вкладываться в лелеляку да холилку.
С другой стороны, переманить - самое быстрое решение. Но самое неустойчивое. Если ваш бизнес не отличается от конкурентов существенно более высокой производительностью труда, то переманивать, скорее всего, вы будете за счет затягивания собственных поясов и перехода с и так жиденького супчика на бульон от яиц. Долго, думаю, не протянете. А если отличается - то проблема кадров как раз стоит менее остро. При высокой выработке понятно откуда зарплаты выше и условия работы лучше. Так что переманивать смысл вижу только в специальных случаях. Как пример - срочно нужен уникальный спец, пусть технолог. Научить своего взамен ушедшего на пенсию не научили - как-то неожиданно все произошло. Работал Михалыч-работал - и вдруг пенсия! Кто мог ожидать… Или закупили новое оборудование. Года два обсуждали-готовились, год его делали и везли и нате-здрасти! Оказывается спецы нужны. Только у соседа воровать! И так далее.
Ну и завозить - это возможный, но сложный и рискованный вариант. Особенно для малого или среднего предприятия. У больших по избам свои погремушки, им может бы и имеет смысл.
Ну и как ИТОГО вспомню байку. Внучка приехала к бабушке в деревню. Та ей говорит
- Мань, возьми пшена, насыпь у крыльца, кот совсем оголодал
- Бабуль, разве кот пшено будет?
- Пшено воробьи будут, а Васька не маленький, сам разберется.
Это я в том смысле, что задача управленца создать климат и условия на предприятии, чтобы туда хотелось идти работать и чтобы работа была достаточно эффективной, чтоб хватало платить интересные зарплаты. А люди не маленькие, разберутся.
Трудно это? А то. Ну так и управленцем далеко не каждый может быть.