После экскурсии мы с директором пошли пообедать в местный ресторан и поболтали.
- А что вы делаете, если этот единственный рабочий заболел или ушел в отпуск? – наш первый вопрос.
- К нам приезжает сервис-инженер из Мюллер-Мартини и замещает. У нас такая договоренность.
- А кто ваши заказчики?
- Цюрихский университет.
- И все!?
- Да.
- Но ведь это рискованно. Мало ли что может произойти…
- Вы видите какие цены в наших ресторанах, - швейцарец показал на меню.
- Не две копейки.
- И зарплаты, и цены у нас в полтора-два раза выше, чем в Германии. С таким соседством приходиться напрягать мозг и крутиться. Мы знаем маркетинг - не более четверти оборота от одного клиента. И осмысленно идем вопреки - на узкую специализацию.
- А все-таки. Если Университет сменит подрядчика или перестанет печатать брошюры?
- Он нас предупредит об этом загодя. Мы, швейцарцы, не подводим партнеров. Мы их не душим, но и уверены в качестве продукции. Знаем, что все плывем в одной лодке.
Да, в российских реалиях такую бизнес-модель ни одна типография не рискнула бы выстроить. Видимо, мы пока еще вольготно живем (но все равно жалуемся). И подрядчиков не рассматриваем партнерами по высокому гамбургскому счету. И к долгосрочным договорам относимся халатно. Может, такова российская ментальность? Скорее всего, еще не накопили коллективного бизнес-опыта. За тридцать лет рыночных отношений, по крайне мере, заказчиков стали уважать - в начале девяностых могли по телефону ответить клиенту: «Хватит звонить - не мешайте работать!»