В маркетинге всегда определений больше, чем маркетологов. Но в целом суть заключена уже в названии. Отраслевой маркетинг - продвижение продуктов или услуг в определенной отрасли. Довольно очевидно, что продавать товары стоит, подчеркивая их соответствие потребностям и критериям оценки именно этого потребителя. И они отличаются для модной индустрии и металлообработки.
Как живется типографии без отраслевого маркетинга? Думаю, вполне сносно. Почему? Повторю собственное определение маркетинга.
Маркетинг — система мероприятий, направленная на то, чтобы расшить связь между объективными свойствами продукта, товара или услуги и его ценностью для потребителя. Это не самоцель, конечной целью является расшивка связи между себестоимостью и справедливой с точки зрения рынка ценой.
И надо добавить исходную функцию маркетинга по простому информированию. По-прежнему важную в B2B, но вытесненную сегодня в B2C на третий план. Вот есть такой товар/услуга, решает такие-то задачи, устроен так-то.
Да, подход инфо цыганам совсем неблизкий, хоть и предельно циничный. Читай честный, без иллюзий и самообмана. А задача современного маркетинга как раз обратна - иллюзии производить.
Но дедушкин подход имеет важное преимущество - прогностическую силу. Можно заранее осознать что будет если. Например, если дурить простого покупателя на кассе, подсовывая ему шлак типа жвачки или шоколадных яиц по тройной цене - он и не заметит. Будет радоваться, как пацаку и положено. А если попытаться ввести в заблуждение команду профессионалов - почти наверняка расплатишься по полной.
Или что будет, если подробно и с техническими деталями рассказать о свойствах тех же шоколадных яиц потенциальному потребителю - яжматери или ее отпрыску? А если о свойствах вашего ежедневника или коробки их потребителю? А если о станке лазерной резки вам как потенциальному покупателю - с подробным описанием, результатами тестов, расчетом окупаемости и пр.?
В результате в нашей отрасли среди поставщиков оборудования, конечно, постоянно появляются молодые да ранние эффективные ребята. И даже есть примеры втюхивания оборудования по тройной цене. Был в Питере недавно прецедент. Но расплата приходит быстро и неотвратимо.
Клиенты типографий в среднем меньше разбираются в полиграфии, чем сами полиграфисты в продаваемой им технике. Так что теоретически для классического B2C маркетинга тут пространства больше, а для прямого дедушкиного информационного - меньше. Но это в теории, на практике и тут обратная связь достаточно мощная.
Так что и весь маркетинг в целом и отраслевой в частности в полиграфической отрасли достаточно простой и тяготеет к информированию клиента, а не к его оболваниванию. Что приятно (= эмоции) И сильно упрощает маркетинговую деятельность (=экономит деньги). Да, если у вас есть какое-то предложение, особенно ценное для конкретной отрасли - вперед! Например, вы умеете печатать каталог красок для волос или тканей так, что они будет выглядеть на бумаге точь в точь как в реале. Или с вами работают технический писатель и дизайнер, способные простым языком и графикой объяснить строителям что-то из продвигаемого вашим клиентом продукта.
Но, как видим, примеры не так чтобы огонь. Потому, что вряд ли есть что-то особенно отраслевое в предложении конкретной типографии. И при этом еще не отработанное по полной и не предложенное клиенту.
И нет, я не думаю что в отраслевом маркетинге для типографий таятся златые горы.