По данным Smithers Pira, в ближайшие несколько лет будет наблюдаться стабильный ежегодный прирост объема полиграфического рынка в 2%, и к 2020 этот показатель составит $877 млрд. Однако объемы печати будут сохраняться на примерно одинаковом уровне: 49 триллионов листов А4 в год.
Повсеместное оцифровывание
Несмотря на общие показатели стабильности, полиграфическая промышленность претерпевает существенные изменения, которые нужно брать во внимание, принимая управленческие решения. В первую очередь к таким изменениям относится повсеместное проникновение цифровых технологий. Так, в 2015 году доля цифровой печати в объеме печатной и упаковочной продукции в стоимостных показателях составляла 13,9%, но всего 2,5% в объеме производства. Переход к цифре будет усиливаться и к 2020 году составит 17,4% в стоимостном показателе и 3,4% в объеме производства.
При этом влияние цифры на различные сегменты – неоднородное. На рис. 1 показано соотношение цифровых и аналоговых технологий в различных сферах полиграфии.
Рис. 1. Соотношение цифровых и аналоговых технологий в различных сферах полиграфии
Причина наиболее медленного развития цифровых технологий в упаковочной отрасли кроется в высокой цене оттиска. Цифровая печать, струйная и тонерная, попрежнему остается экономически выгодной только в случае малотиражных заказов. Тем не менее, даже в этом сегменте три четверти типографий располагают тем или иным цифровым оборудованием
И данная тенденция будет усиливаться по мере появления нового печатного оборудования с большей производительностью, которое сможет нивелировать разницу в себестоимости оттиска на больших тиражах. Новое поколение печатных машин располагает рядом дополнительных преимуществ:
- пятым цветом в стандартной комплектации, обеспечивающим ряд дополнительных эффектов. Так в машинах Xeikon 5-й тонер гарантирует широкий цветовой охват, возможность печати белым, прозрачным или специальным защитным тонером. Дополнительные тонеры в 7-красочной Domino N610i дают пользователям уникальную функцию текстурной печати;
- интегрированными секциями допечатной обработки, снижающими необходимость покупки дополнительного постпресс-оборудования и упрощающих рабочий поток. В частности, на drupa 2016 Xeikon продемонстировал концепцию Fusion, позволяющую посредством одного рабочего процесса в линию получить готовую упаковку с послепечатными эффектами. Первые конфигурации, реализованные в рамках концепции, уже нашли покупателей;
- широкими возможностями по выбору запечатываемых материалов.
Коммерческая печать
Наиболее активно цифровая печать развивается в коммерческом и рекламном сегментах, поскольку может предложить те преимущества, которых не обеспечивает офсет. Когда цветные цифровые машины только пришли на рынок, то основными факторами их успеха были низкая цена, короткие тиражи и быстрая смена заказов. По мере использования цифры, возникли дополнительные бизнес-модели, в частности, печать по требованию, короткотиражные книги и печать единичной рекламы на струйных принтерах. Это одна из причин, по которой коммерческий сегмент впервые с 2009 показал рост и достиг отметки в $86,2 млрд.
В последнее время активно развиваются новые рынки. В частности печать фотокниг и других фото-продуктов, привязанная к онлайн-заказам, обеспечивает многомиллиардные прибыли.
Среди основных тенденций, которые наблюдаются в этой области можно выделить развитие различных инструментов для ускорения и повышения эффективности рабочего потока, в частности, появление различного оборудования для послепечатной отделки в линию с цифровым и офсетным оборудованием. Так, огромным интересом на drupa пользовались решения для нанесения фольги в линию вроде Manroland Inline Foiler или Eagle System Кроме того, наблюдается стремление производителей всячески расширить ассортимент запечатываемых материалов. Еще одна тенденция – развитие печатной продукции, взаимодействующей с ее пользователем.
В целом, по оценкам экспертов, сегмент коммерческой печати в 2016-2017 будет нацелен в большей степени на B2B, поскольку ожидается прирост рекламных бюджетов. Данные факты подкрепляются исследованиями, согласно которым узнаваемость бренда на 45% зависит от печатной продукции.
Сегмент упаковки
Изготовление упаковки и этикетки остается наибольшим сегментом в печатной отрасли с объемом в $400 млрд. Помимо оцифровывания отрасли, можно выделить несколько основных тенденций, которые сегодня предлагают типографиям дополнительные возможности. В первую очередь, это появление новых рынков. Отчасти именно благодаря стремительному росту потребления в Азии упаковочный рынок демонстрирует устойчивое развитие, несмотря на падение экономики. Так К 2020 году объем Китайского рынка превысит объем рынка всей Западной Европы.
Еще одним ключевым фактором является спрос на легковесную упаковку, которая более удобна пользователю, дает возможность задействовать меньшее количество материалов, занимает меньше места. Это способствует росту продаж оборудования для печати гибкой упаковки.
Кроме того, важная тенденция – бум электронных продаж и уход товаров с полок. В связи с этим наблюдается более активная разработка новых красок и материалов, для более активного привлечения пользователя. Особое внимание владельцы брендов уделяют премиальной упаковке, с различными послепечатными технологиями, такими как глиттер, тиснение фольгой, фигурная высечка и т. п. В то же время, появляются новые формы Web-to-Print, позволяющие заказать персонализированную упаковку.
Рост контрафактной продукции стимулирует активное внедрение разнообразных защитных инструментов. В частности, становится популярной печать различных штрихи QR-кодов, которые помогают покупателям идентифицировать подлинность товара, а поставщикам отслеживать продукт на рынке. Существенно упростить использование этих технологий как типографиям, так и пользователям, поможет уникальное ПО Agfa :Arziro, представленное совсем недавно. Интерактивная упаковка пользуется популярностью и у покупателей, которые любят с ней играть, поэтому перспективным является направление красок для радиочастотной или NFC-идентификации. В связи с этим также развиваются и интеграционные технологии, формирующие базы данных о печати и продажах.
По мнению аналитиков Smithers Pira, объем струйной печати к 2021 году вырастет до $91,5 млрд с ежегодным приростом в 8,2%. Рынок термальной печати вырастет до $38,9 млрд к 2021 с ежегодным приростом в 3,9%.
Несмотря на общие тенденции, предопределяющие будущее и настоящее упаковочного рынка, развитие его отдельных сегментов несколько отличается.
Так, одними из наименее динамичных сегментов будут оставаться рынки этикеток для стеклянной тары и металлической упаковки, поскольку такая продукция активно замещается легковесной пластиковой. В то же время рынок упаковки из гофрокартона является достаточно стабильным. Его объем к 2021 году может достигнуть, $126 млрд. Основное развитие будет направлено в сторону премиального вида, взаимодействия с покупателем и решений печати по требованию. Наконец, наиболее активную роль будет играть рынок гибкой упаковки, благодаря спросу на легковесную продукцию и высокобарьерным полимерам. Однако именно в этом сегменте не стоит ожидать активного распространения цифровой печати. Флексографская и высокая печать останутся наиболее популярными технологиями.
Рис. 2. Планы типографий по инвестициям в оборудование на ближайший год
Издательская печать
Как показывает исследование мировых тенденций прессы, проведенное WAN-IFRA и охватившее 70 стран (более 90% объема мировой прессы), издательский сегмент претерпевает существенные изменения, в первую очередь, связанные с цифровыми технологиями. В частности, развитие мобильных платформ предлагает широкие возможности для газет и новостных брендов. В США более 80% населения потребляет цифровой газетный контент, и более 70% австралийцев и канадцев читают газеты через цифровые устройства. По данным Газетной ассоциации США, более половины читательской аудитории цифровых газет страны составляют те, кто читают их только через мобильные устройства (смартфоны, планшеты).
В то же время, печать продолжает приносить деньги: цифры по мировому рынку показывают, что 92% прибыли газет по-прежнему дают их печатные тиражи. Семью крупнейшими газетными рынками продолжают оставаться США, Япония, Германия, Китай, Великобритания, Индия и Бразилия, на которые приходится более половины всей прибыли и 80% глобальных тиражей ежедневных газет.
Конвергенция подкрепляет общую прибыльность сегмента. Так, годовые тиражи и объемы рекламы в газетах оцениваются в 168 млрд долларов прибыли. Из них 90 млрд приходятся на печатные и цифровые тиражи, а 78 млрд – на рекламу.
В целом, доходы от продаваемых тиражей газет составили 53% от общей прибыли отрасли, что означает продолжение тенденции, определившейся в прошлом году: читатели газет становятся главным источником дохода для издателей. Более 2,7 млрд взрослого населения мира читает именно печатные газеты. Хотя аудитория цифровых газет растет, и в некоторых развитых странах чтение газет на цифровых платформах по объему превзошло чтение печатных газет.
Источник: MacHOUSE